Слайд 2Политические идеи Древнего мира:
Ассоциация
https://jamboard.google.com/d/12tVHqZem1t2M43YUDLdoHXSG_892eZKtSb9-WedLmJw/edit?usp=sharing
![Политические идеи Древнего мира: Ассоциация https://jamboard.google.com/d/12tVHqZem1t2M43YUDLdoHXSG_892eZKtSb9-WedLmJw/edit?usp=sharing](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-1.jpg)
Слайд 3Политические идеи периода средневековья
![Политические идеи периода средневековья](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-2.jpg)
Слайд 4Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии).
Признание превосходства, примата церкви
![Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Признание превосходства, примата](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-3.jpg)
над государством, поскольку церковь воплощает подлинное божественное начало.
Политическая идея о необходимости подчинения политической власти, власти церковной.
“Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены” - этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья
Слайд 5Долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством.
Конфликт между церковью
![Долг человека перед Богом важнее долга человека перед государством. Конфликт между церковью](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-4.jpg)
и светскими правителями (королями).
Церковь сочетает в своем лице преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем.
Всякая власть исходит от Бога.
В эпоху Возрождения традиционные моральные ограничения исчезают.
Слайд 6Августин Блаженный
(354-430 гг.)
– виднейший представитель христианской политической мысли - внес особенно
![Августин Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли - внес](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-5.jpg)
большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии.
Слайд 7Он противопоставлял два государства:
“Град Божий” - церковь, где царит мир, покой,
![Он противопоставлял два государства: “Град Божий” - церковь, где царит мир, покой,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-6.jpg)
единство, право и справедливость,
“Граду земному” - созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека.
Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга.
Слайд 8Идеалом “земного града” является “христианское государство”, где все любят общее благо, а
![Идеалом “земного града” является “христианское государство”, где все любят общее благо, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-7.jpg)
высшим благом выступает Бог.
Государство и право принадлежат людям, значит, греховны, однако вполне допустимы, если не противоречат интересам церкви.
Греховность земной жизни возникает вследствие господства человека над человеком, поэтому естественным и неизбежным является рабство.
Слайд 9Августин подчеркивал ничтожность отдельного человека пред лицом Бога. Отдельный индивид не цель
![Августин подчеркивал ничтожность отдельного человека пред лицом Бога. Отдельный индивид не цель](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-8.jpg)
в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.
Августин дифференцировал формы правления на справедливые и несправедливые по морально-религиозному принципу.
Отсюда появляются несправедливая аристократия - клика, несправедливый правитель - тиран.
Слайд 10Фома Аквинский
(1226-1274 гг.)
виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма
![Фома Аквинский (1226-1274 гг.) виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-9.jpg)
теологии”.
Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.
Слайд 11Фома Аквинский различал
вечное право (божественный разум),
божественное право (библейские заповеди),
естественное право
![Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-10.jpg)
(отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека)
позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла.
Признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву.
Обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы.
Слайд 12Фома Аквинский выделял три пары форм государства
монархия-тирания,
аристократия-олигархия,
полития-демократия.
Наиболее естественной
![Фома Аквинский выделял три пары форм государства монархия-тирания, аристократия-олигархия, полития-демократия. Наиболее естественной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-11.jpg)
формой правления Фома Аквинский считает монархию, монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем.
Республиканскую форму правления Фома Аквинский не любил за разнообразие, от которого недалеко и до греха.
Слайд 13усиливались концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным
![усиливались концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-12.jpg)
представительством.
поставлено под вопрос право церкви на верховенство ее власти, поскольку власть короля стала рассматриваться как власть, полученная непосредственно от Бога, а не от папы римского.
Большое значение имели принятие в Англии Великой хартии вольностей (1215 г.), определенные права и свободы.
Слайд 14Никколо Макиавелли
(1469-1527)
– политический деятель Флоренции эпохи Возрождения, автор ряда трудов:
![Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический деятель Флоренции эпохи Возрождения, автор ряда трудов:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-13.jpg)
“Государь”, “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “История Флоренции”.
Вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.
Слайд 16Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех “хороших”
![Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех “хороших”](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-15.jpg)
форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех “плохих”:
самодержавие – в тиранию,
аристократия – в олигархию,
“народное правление” – в разнузданность и анархию.
Макиавелли выводит новый закон: политические события происходят не по воле божьей, не по прихоти людей, а под воздействием “действительного хода вещей”.
Слайд 17По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти.
Таким фундаментом
![По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-16.jpg)
в любом государстве являются хорошие законы и крепкое войско.
О праве и справедливости речи нет.
Государственная власть должна быть твердой и решительной.
В самосохранении и упрочении политической власти любой ценой состоит доминирующий интерес государственности.
Слайд 18Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными.
![Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-17.jpg)
В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники.
Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках.
Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.
Слайд 19Народ – это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти.
![Народ – это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-18.jpg)
Государь - опекун народа, защищающий его от произвола чиновников, обеспечивающий подданным внешнюю и внутреннюю безопасность.
Причем государь должен заботиться о том, чтобы подданные воспринимали его действия именно как благодеяния.
Слайд 20Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю.
Такое
![Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/985979/slide-19.jpg)
повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх – более надежная опора власти, чем любовь.