Содержание
- 2. Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в., основанное на особом методе
- 3. Основные положения понимающей психологии: 1) психическое развивается из психического 2) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей
- 4. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это значит оценить
- 5. Каждое состояние сознания одновременно включает в себя: 1.интеллектуальную часть (его содержание); 2.побуждение и чувство (нравится –
- 6. Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом – это то, чем мы пользуемся для
- 7. Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть охарактеризована
- 8. Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э.
- 9. Он выделяет шесть типов объективных ценностей: 1.теоретические (область науки, проблема истинности); 2.экономические (материальные блага, полезность); 3.эстетические
- 10. В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой.
- 11. Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в.,
Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в.,
В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей, основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на психологии.
Слайд 3Основные положения понимающей психологии:
1) психическое развивается из психического
2) психическое сводится
Основные положения понимающей психологии:
1) психическое развивается из психического
2) психическое сводится
3) не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.
Слайд 4Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять
Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять
По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.
Слайд 5Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:
1.интеллектуальную часть (его содержание);
2.побуждение и чувство
Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:
1.интеллектуальную часть (его содержание);
2.побуждение и чувство
3.волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий мыслительный процесс.
Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как ценность.
Слайд 6Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом – это то,
Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с субъектом – это то,
Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой. Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.
Слайд 7Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью. Психология
Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью. Психология
Одним из центральных в его теории стало понятие переживания. Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками (философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.
Слайд 8Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была
Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была
Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.
Слайд 9Он выделяет шесть типов объективных ценностей:
1.теоретические (область науки, проблема истинности);
2.экономические (материальные блага,
Он выделяет шесть типов объективных ценностей:
1.теоретические (область науки, проблема истинности);
2.экономические (материальные блага,
3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению);
4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом);
5.политические (власть как ценность);
6.религиозные (смысл жизни).
Слайд 10В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении
В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении
На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:
1.теоретический человек (все его стремления направлены к познанию);
2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями);
3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности, всей жизни);
4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для других);
5.политический (стремление к власти и чести, господству и влиянию);
6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира).
Слайд 11Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь
Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь
Описательная (понимающая) психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Ее вывод о невозможности естественно-научного объяснения в психологии звучит возвращением к старой идеалистической психологии как науке о душе. Предпринятая в этом направлении попытка соотнести структуру отдельной личности с духовными ценностями и формами культуры, созданными исторически, в силу идеалистического их понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс: "При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует изучать исторически, это значит, в сущности, что духовное следует сближать с духовным. ...Понимающая психология далека от адекватной разработки проблем культурного развития" (Выготский Л. С., 1960. С. 35). Таким образом, период открытого кризиса привел к достаточно широкому развитию вариантов интерпретации сущности и задач психологического познания. Многие направления психологии впоследствии изменили свои исходные основания, трансформировавшись в научные теории с приставкой нео-: неофрейдизм, необихевиоризм и т.д. В то же время, например гештальтпсихология, еще одно из важных направлений психологической мысли первой трети XX столетия, сформировавшаяся в рамках изучения проблем мышления, впоследствии трансформировалась в теорию личности, сохранив и расширив исходные постулаты.