Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Содержание

Слайд 4

КУЛЬТУРА

Духовная культура
_____________________
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и

КУЛЬТУРА Духовная культура _____________________ Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их
применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Материальная культура
__________________
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально- технические средства труда, коммуникация, культурно- бытовые сооружения, производственный опыт, учения, навыки людей и др.

Потребности общества и человека
(материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями

Критерий деления

Слайд 5

Основные функции культуры

Основные функции культуры

Слайд 6

Типология культур

Типология культур

Слайд 7

Народная

Массовая

Элитарная

Привилегированной с точки зрения образованности частью общества, талантливыми профессиональными творцами-«художниками»

Коллективным автором

Народная Массовая Элитарная Привилегированной с точки зрения образованности частью общества, талантливыми профессиональными
– народом. Анонимными творцами

Представителями шоу-бизнеса, то есть она является авторской.

Кем создаётся?

Кем создаётся

Слайд 8

Элитарная

Массовая

Народная

Высокообразо-ванная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её

Элитарная Массовая Народная Высокообразо-ванная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем
потребителей и поклонников.

Самая широкая аудитория

Рассчитана на массового пользователя

Круг потребителей

Слайд 9

Элитарная

Массовая

Народная

Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережает уровень восприятия

Элитарная Массовая Народная Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия
среднееобразованно-го человека.

Понятны представителям всех социальных слоёв, обладают меньшей художественной ценностью, удовлетворяют сиюминутные запросы людей.

Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей.

Уровень идей и художественных образов

Слайд 10

Элитарная

Массовая

Народная

Не преследует явных коммерческих целей

Рассчитана на коммерческий успех, тесно связана с рекламой

Не

Элитарная Массовая Народная Не преследует явных коммерческих целей Рассчитана на коммерческий успех,
преследует коммерческих целей

Ориентация на коммерческий успех

Слайд 12

Понятие массовой культуры


Массовая культура- вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших

Понятие массовой культуры Массовая культура- вид культурной продукции, которая каждодневно производится в
объемах.
Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
- рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
- стандартизованных по форме и содержанию;
- предполагающих коммерческий успех; и
- распространяемых средствами массовой информации.
Ее потребляют все люди независимо от страны и места проживания.
Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой
аудитории по различным каналам, включая и средства массовой
информации и коммуникации.

Слайд 13

Вехи формирования массовой культуры

1870 - время рождения: принятие в Англии закона об

Вехи формирования массовой культуры 1870 - время рождения: принятие в Англии закона
обязательной грамотности, в результате чего всем стал доступен главный вид художественного творчества XIXв. – роман.
1895 – изобретение кинематографа, не требующего даже элитарной грамотности для восприятия информации в картинках.
Сер.XX – легкая музыка, радио, магнитофоны, телевидение усиливали развитие массовой культуры.

Слайд 14

Признаки массовой культуры:

Специфические признаки серийного характера массовой культуры

Примитивиза-
ция отноше-
ний между
людьми

Развлекате-
льность, за-
бавность,
сентимен-
тальность

Натуралис-
тическое
смакование
насилия

Признаки массовой культуры: Специфические признаки серийного характера массовой культуры Примитивиза- ция отноше-

Культ ус
пеха силь-
ной лич-
ности и
жажда об-
ладания
вещами

Культ посред-
ственности,
условность
примитивной
символики

Слайд 15

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и
человеческом обществе. Целью массовой культуры является стимулирование потребительского сознания у реципиента. Что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека.

Слайд 17

Элитарная культура как антипод массовой культуры
Элитарная культура - вид культуры,
характеризующийся производством
культурных ценностей,

Элитарная культура как антипод массовой культуры Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся
образцов, которые в
силу своей исключительности рассчитаны и
доступны в основном узкому кругу людей
(элите).

Слайд 19

Пути приращения культурного богатства

Преемственность в культуре

Новаторство

Связана с сохранением и передачей

Пути приращения культурного богатства Преемственность в культуре Новаторство Связана с сохранением и
ценностей от одного поколения к другому. Таким образом могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. (примеры, достижение одного ученого подхватывается и развивается его коллегами; социальные нормы, обычаи, обряды, церемонии; наследование законченных произведений )

Культура развивается и за счет пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха порождает новаторов- творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства.
Далеко не все достижения оцениваются современниками, но многие из этих произведений сохраняются и передаются на суд следующим поколениям. (пример, открытия Николая Коперника, инженерные разработки Леонардо да Винчи)

Слайд 20

Проблема многообразия культур

Подходы к проблеме взаимодействия культур

Локальные культуры развиваются по

Проблема многообразия культур Подходы к проблеме взаимодействия культур Локальные культуры развиваются по
своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нельзя говорить о планетарном единстве человечества

Уникальность каждой из культур вовсе не исключает их взаимодействия , культурного синтеза

Слайд 21

Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский 
( 1822- 1885гг.) русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; 
геополитик, один из основателей цивилизационного подхода

Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский ( 1822- 1885гг.) русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель;
к истории

Способы культурного взаимодействия:
Колонизация (пример, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки- в Южную Италию и Сицилию).
Прививка черенка на чужое дерево, когда черенок остается чужеродным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. (пример, эллинистическая культура Александрии в контексте египетской культуры).
Взаимный, равноправный диалог, результат которого – обмен ценностями.

Слайд 22

Мировоззренические представления об иерархии культур:

европоцентризм;
американоцентризм;
афроцентризм (негритюда);
арабский национализм;
исламский фундаментализм.

Мировоззренические представления об иерархии культур: европоцентризм; американоцентризм; афроцентризм (негритюда); арабский национализм; исламский фундаментализм.
Имя файла: Понятие-культуры.-Формы-и-разновидности-культуры.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0