Понятие о воображении

Содержание

Слайд 2

План:
Определение воображения в психологии
Виды воображения
Развитие воображения у детей

План: Определение воображения в психологии Виды воображения Развитие воображения у детей

Слайд 3

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Воображение — способность человека к спонтанному возникновению
построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств.

Слайд 4

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не
воспринимались человеком раньше.

Но воображение, как говорят, «из ничего творить не может». Оно всегда строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий.

Слайд 5

Л. Н. Толстой говорил, что образ Наташи Ростовой создан им на основе

Л. Н. Толстой говорил, что образ Наташи Ростовой создан им на основе
сочетания черт нескольких, хорошо знакомых ему людей.

Слайд 6

М. Ю. Лермонтов писал, что Печорин — собирательный образ, составленный из пороков

М. Ю. Лермонтов писал, что Печорин — собирательный образ, составленный из пороков современного ему молодого поколения.
современного ему молодого поколения.

Слайд 7

И изобретатели, создающие образы новых приборов, механизмов и машин, опираются на материалы

И изобретатели, создающие образы новых приборов, механизмов и машин, опираются на материалы
наблюдений, в частности наблюдений живой природы. Так, изучая жителей Антарктики — пингвинов, конструкторы сконструировали машину «Пингвин», которая может передвигаться по рыхлому снегу.

Слайд 8

Морская птица альбатрос имеет в клюве своеобразный опреснитель, превращающий морскую воду в

Морская птица альбатрос имеет в клюве своеобразный опреснитель, превращающий морскую воду в
воду, пригодную для питья. Ученые, изучая этот «птичий опреснитель», работают над созданием новых приборов для опреснения морской воды.

Слайд 9

И ученик, мысленно создающий образ пустыни, которой он никогда не видел, опирается

И ученик, мысленно создающий образ пустыни, которой он никогда не видел, опирается
на прошлый опыт: что такое песок, ему хорошо известно; ровную местность ему тоже приходилось наблюдать; верблюда, змею и ящерицу он видел в зоопарке, кино или на картинке; чахлый кустарник тоже ему знаком.

Слайд 10

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов (например, русалка

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов (например, русалка
— это сочетание женщины с рыбьим хвостом, избушка на курьих ножках— сочетание деревенской избы и куриных ног и т. д.).

Слайд 11

Возникло и развилось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь,

Возникло и развилось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую-либо вещь,
человек представляет, что именно надо сделать, как он будет делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате соответствующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Слайд 12

Основное значение воображения и состоит в том, что без него был

Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы
бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

Слайд 13

2. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ (ПРОИЗВОЛЬНОЕ): (НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ)
- воссоздающее
- творческое

2. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ (ПРОИЗВОЛЬНОЕ): (НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ) - воссоздающее - творческое

Слайд 14

1. Активное воображение – это воображение, которое представляет собой создание образов в связи

1. Активное воображение – это воображение, которое представляет собой создание образов в
с поставленной целью или возникшей задачей, т.е. позволяет до начала работы представить себе конечный результат.

Слайд 15

Воссоздающее воображение — это представление новых для, человека объектов в соответствии

Воссоздающее воображение — это представление новых для, человека объектов в соответствии с
с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид воображения используется в самых различных видах деятельности. В учении он играет особо важную роль.

Слайд 16

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся
должен представить себе то, о чем идет речь; например, вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных.

Слайд 17

Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы: школьник с помощью

Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы: школьник с помощью
воссоздающего воображения представляет себе героев, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге.

Слайд 18

Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания.

Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания.
Только на знания опирается воссоздающее воображение. Если знания недостаточны, то и представления могут быть искаженными: так, некоторые дети представляют мамонта высотой с четырехэтажный дом.

Слайд 19

В отличие от воссоздающего воображения творческие воображение есть самостоятельное создание новых образов

В отличие от воссоздающего воображения творческие воображение есть самостоятельное создание новых образов
в процессе творческой деятельности. Творческая деятельность — это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение.

Слайд 20

Источник творческой деятельности — общественная необходимость, потребность в том или ином новом

Источник творческой деятельности — общественная необходимость, потребность в том или ином новом
продукте. Еще наши далекие предки на заре человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и приспособления, которые могли быстрее, и лучше выполнять функции рук.

Слайд 21

Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек сгребал сухие листья

Роющая рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек сгребал сухие листья
для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда.

Слайд 22

Приемы творческого воображения:

Агглютинация (от греческого слова «склеивать») – это прием соединения в одно

Приемы творческого воображения: Агглютинация (от греческого слова «склеивать») – это прием соединения
целое частей из различных объектов. Например, образ русалки – туловище женщины и хвост рыбы; кентавр – торс мужчины и туловище быка.

Слайд 23

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия стрекозы

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия
был создан вертолет, по принципу подобия органу ориентировки летучей мыши был создан локатор.

Слайд 24

Гиперболизация – прием, с помощью которого преувеличивая или преуменьшая что-то, добиваются максимальной выразительности

Гиперболизация – прием, с помощью которого преувеличивая или преуменьшая что-то, добиваются максимальной
идеи. Так, образ Гулливера – конечно гиперболизация, как и образ Мальчика-с-пальчика.

Слайд 25

Акцентирование– выделение, выпячивание в образе какой-то одной черты. Часто используется в карикатурах,

Акцентирование– выделение, выпячивание в образе какой-то одной черты. Часто используется в карикатурах,
анекдотах, сатире и дружеских шаржах.

Слайд 26

Типизация – обобщение образа и его эмоциональное насыщение, самый сложный прием творческого воображения.

Типизация – обобщение образа и его эмоциональное насыщение, самый сложный прием творческого
Многие литературные герои являются яркими примерами типизации. Например, помещики Гоголя из «Мертвых душ»: Манилов – бесплодный мечтатель, Коробочка – жадная накопительница, Ноздрев – лихой кутила.

Слайд 27

Наиболее простая форма воображения — это те образы, которые возникают без специального

Наиболее простая форма воображения — это те образы, которые возникают без специального
намерения и усилий с нашей" стороны. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда непроизвольно видим в них лицо человека или очертание животного. Мальчик читает интересную книгу, он живет жизнью ее героев, сочувствует их радости и горю, борется с врагами, побеждает их.

Слайд 28

2. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания

2. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и
человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

Слайд 29

Один из видов непроизвольного воображения — сновидения.
Целый ряд интересных опытов показал,

Один из видов непроизвольного воображения — сновидения. Целый ряд интересных опытов показал,
что часто сновидения «фабрикуются» на основе внешних раздражений, которые спящий человек не осознает. Спящему подносили к лицу духи, и ему цветущий благоухающий сад.

Слайд 30

Тихонечко звонили над ухом дайкой, и люди во сне видели себя мчащимися

Тихонечко звонили над ухом дайкой, и люди во сне видели себя мчащимися
на тройке лошадей с колокольчиками и бубенчиками, или видели, как у из рук падает поднос с хрустальной посудой, которая разбивается на мелкие осколки.

Слайд 31

Раскрываются и начинают зябнуть в прохладной комнате ноги спящего — ему снится,

Раскрываются и начинают зябнуть в прохладной комнате ноги спящего — ему снится,
что он идет по льду и попадает ногой в прорубь. Неудачное положение тела затрудняет дыхание иди сдавливает сердце — снятся кошмарные сны.

Слайд 32

  3. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Воображение формируется у детей на базе развития их

3. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ Воображение формируется у детей на базе развития
восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение.

Слайд 33

Первые проявления воображения наблюдать у детей - трехлеток. К этому времени у

Первые проявления воображения наблюдать у детей - трехлеток. К этому времени у
ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.

Слайд 34

Может показаться, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и

Может показаться, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у школьников и
взрослых,—настолько воображение малышей ярко и живо. Однако это неверно. Яркость и живость образов еще не означает богатства воображения. Наоборот, воображение детей бедно, так как они многого не знают (как известно, воображение создает образы на основе богатства жизненного опыта).
Имя файла: Понятие-о-воображении.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0