Слайд 2Цель моей исследовательской работы:
выявить, как краткие, но обобщающие описания внешности Пугачева, иногда
происходящие под влиянием душевных волнений, характерны для создания портрета Пугачева.
Слайд 3Задачи исследования:
выявить, почему А.С. Пушкин отводит такое большое место портрету Пугачева в
повести «Капитанская дочка»;
проследить, как описание портрета героя раскрывают его внутренний мир.
Слайд 4Объект исследования:
повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Слайд 5Гипотеза:
чем больше мы изучаем живой портрет вождя крестьянского восстания, тем больше не
перестаем удивляться незаурядной натуре этого человека.
Слайд 6Самым значительным во сне Гринева был мужик с черною бородой.
Слайд 7Противоречивость, несоединимость черт в портрете «вожатого» настораживает и заставляет с особым вниманием
относиться к каждому штриху его портрета в дальнейших ситуациях повести.
Слайд 8Эти «сверкающие глаза» еще один штрих к намеченным выше чертам портрета Пугачева
– вожатого.
Слайд 9«Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Волоса были обстрижены
в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».
Слайд 10На протяжении всего повествования о Пугачеве Гринев отмечает изменчивость и подвижность его
лица и какую – то неразгаданность его
Слайд 11В главе «Приступ» Пугачев предстает перед нами в степи, окружающей крепость, в
самой гуще вооруженной толпы.
Слайд 12Здесь Пугачев выступает как военачальник, как вождь. Об этом говорит и его
красный кафтан, белая лошадь, обнаженная сабля.
Слайд 13«Пугачев сидел в креслах комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан,
обшитый галунами. Высокая соболья шапка была надвинута на его сверкающие глаза».
Слайд 14«Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком». Через минуту Иван Кузьмич был
вздернут на воздух.
Слайд 15«Пугачев опять махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника».
Слайд 16О «страшном лице» Пугачева великий поэт сказал на первых же страницах своей
повести, во сне Гринева.
Слайд 17«Ястребиные» по существу не что иное, как хищные глаза, т.е. страшные.
Слайд 18В лице Пугачева нет здесь никакой противоречивости, никакой двойственности
Слайд 19Портрет Пугачева на военном совете Пушкин дает в окружении соратников из казацких
старшин.
Слайд 20В следующей картине Пугачев слит со своими товарищами в общем высоком чувстве.
Чувство это рождено песней: общий высокий тон повести связан с песней.
Слайд 21Портрет Пугачева, когда он остался «глаз на глаз» с Гриневым, очень выразителен.
Слайд 22Выражение плутовства и насмешливости на лице Пугачева, вероятно, было рождено тем, что
он чувствовал свою власть над Гриневым, ощущал свою силу и слабость другого.
Слайд 23Заразительный смех Пугачева прорвал плотину недоверия, сблизил Гринева с Пугачевым.
Слайд 24То, как он хмурится, как одобрительно хлопает Гринева по плечу, вызывает симпатию
к этому умному, по -своему глубоко понимающему людей и жизнь человеку.
Слайд 25На протяжении всей повести Пушкин подчеркивает у Пугачева большую, чем у его
соратников душевную щедрость, великодушие и понимание людей.
Слайд 26В повести «Капитанская дочка» ученый – историк и великий художник Пушкин создал
широкую картину бушевавшей в конце XVIII в. пугачевщины. На этом фоне он нарисовал замечательную фигуру вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, живые и яркие портреты которого помогли читателю заглянуть в его духовную жизнь.