Сентиментализм как литературное направление

Содержание

Слайд 2

Сентиментализм в искусстве:

литературе
живописи
музыке

направление в литературе и искусстве второй половины XVIII

Сентиментализм в искусстве: литературе живописи музыке направление в литературе и искусстве второй
века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам
и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру.

Сентиментализм
(от французского sentiment - чувство),

Слайд 3

Отличительные черты сентиментализма в литературе:

отсутствие интереса к историческому, героическому прошлому героя:

Отличительные черты сентиментализма в литературе: отсутствие интереса к историческому, героическому прошлому героя:
сентименталисты вдохновлялись повседневными впечатлениями;
место гиперболизированных страстей, пороков
и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства;
герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира
и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.

Слайд 4

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость:

сентименталистский

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость:
герой может совершать
как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке;
поскольку в человеке от природы заложено
доброе начало и зло есть плод цивилизации, никто не может стать законченным злодеем – у него всегда есть шанс вернуться к своему естеству.
Порой действия и влечения героя не поддаются
односложной оценке.

Слайд 5

Жанры сентиментализма в литературе:

элегия;
роман в письмах;
дневник путешествия;
мемуары ;
повесть

Жанры сентиментализма в литературе: элегия; роман в письмах; дневник путешествия; мемуары ;
и пр., где рассказ ведется от первого лица.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Жанры сентиментализма в литературе
с наибольшей полнотой позволили показать
жизнь человеческого сердца .

Слайд 6

Н.М. Карамзин - представитель русского сентиментализма.

Очистил литературный язык от архаизмов;
Повествование

Н.М. Карамзин - представитель русского сентиментализма. Очистил литературный язык от архаизмов; Повествование

от напыщенности;
Научил русских писателей независимости.

1766 – 1826
Портрет работы Венецианова

Слайд 7

Сентиментализм в живописи (жанр портрета) :

Ф.С. Рокотова,
Д.Г. Левицкого,
В.Л.

Сентиментализм в живописи (жанр портрета) : Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского
Боровиковского

Первым сентименталистом
в живописи
является
Владимир Лукич Боровиковский.

Автопортрет

Слайд 8

Гений сентиментализма В.Л. Боровиковский (1757 – 1825).

В начале 1790-х Боровиковский обратился к жанру камерного

Гений сентиментализма В.Л. Боровиковский (1757 – 1825). В начале 1790-х Боровиковский обратился
портрета,
чаще всего изображая женщин
в домашней обстановке.

Портрет сестер – княжон
Гагариных. 1828, ГТГ

Слайд 9

Именно в творчестве Боровиковского
живописный сентиментализм достиг наивысшего воплощения, превзойдя западные аналоги. Художник

Именно в творчестве Боровиковского живописный сентиментализм достиг наивысшего воплощения, превзойдя западные аналоги.
стал подлинным создателем портретного канона сентиментализма. Индивидуально-характерное
в его портретах словно отступает перед идеальным.
Состоянию мечтательности
с оттенком легкой грусти персонажей, уединившихся
от светской суеты,
отвечает живописная гамма
с тонкими колористическими нюансами.

Портрет Е.А. Нарышкиной
1799, ГТГ

Слайд 10

Судьба Марии Лопухиной
была печальной:
она умерла от чахотки в 24 года.
Известный поэт

Судьба Марии Лопухиной была печальной: она умерла от чахотки в 24 года.
19 века
Яков Полонский написал
замечательные строчки
об этом образе:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так, часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Портрет
М.И. Лопухиной 1797, ГТГ

Слайд 11

Меланхолическая поза юной Лопухиной,
ее мимолетный взгляд,
брошенный на симпатичного ей человека. Сколько интереса

Меланхолическая поза юной Лопухиной, ее мимолетный взгляд, брошенный на симпатичного ей человека.
и лукавства
таит в себе этот взгляд!
Бледные розы у левой руки,
поле с золотыми колосками
и синие васильки –
все это создает у нас, зрителей,
особое настроение мечтательности. Холодная гамма красок, неяркий,
словно лунный свет, легкая воздушная дымка за спиной модели.
О чем она думает? О чем мечтает?
Что ее ожидает в будущем?

Один из самых обаятельных женских образов русской живописи 18 века – портрет Лопухиной.

Он поражает не только талантом
и мастерством художника,
но и красотой модели.

Полутона и воздушность создают своеобразную
поэтическую атмосферу в картине.

Имя файла: Сентиментализм-как-литературное-направление.pptx
Количество просмотров: 198
Количество скачиваний: 0