Портрет. Зарождение портретного искусства

Содержание

Слайд 2

ПОРТРЕ́Т (фр. portrait — «воспроизводить что-либо черта в черту) — изображение или описание какого-либо человека либо

ПОРТРЕ́Т (фр. portrait — «воспроизводить что-либо черта в черту) — изображение или
группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе.
В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».
Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Слайд 3

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются
главным образом в древнеегипетской скульптуре.

Слайд 4

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Полный упадок жанра. Портрет

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Полный упадок
является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре.

Слайд 5

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ТИЦИАН, «Мужчина в голубом», 1512

Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТИЦИАН, «Мужчина в голубом», 1512 Ренессансный человек был полон гуманистического реализма,
ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве.

Новая идеология требовала новой структуры портрета. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность.

Слайд 6

Портрет XVII века

Фламандская и голландская школы.

Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше

Портрет XVII века Фламандская и голландская школы. Личность испытывала кризис, взгляд на
не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, но при этом одновременно присутствовало стремление к более глубокому самопознанию. Поэтому в портрете происходит поиск: создатели ищут бо́льшую адекватность истинному облику модели, пытаются раскрыть её характер многосложно. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. 

Рембрандт

Слайд 7

Портрет XVIII века

С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи,

Портрет XVIII века С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во
помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются забвению. Заказчик — как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, условная репрезентативность.

Натье. «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы».

Слайд 8

В.Боровиковский.«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794

Ближе к последней трети XVIII

В.Боровиковский.«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794 Ближе к последней трети
века возникает и утверждается новый реалистический портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. 

В работах художников вновь появляется точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.

Слайд 9

С МОМЕНТА ПОЯВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИИ В 1839 году ГЛАВНЫМ ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕМ СТАЛО ПОРТРЕТИРОВАНИЕ

С МОМЕНТА ПОЯВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИИ В 1839 году ГЛАВНЫМ ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕМ СТАЛО ПОРТРЕТИРОВАНИЕ

Слайд 10

«С сего дня живопись погибла»

«С сего дня живопись погибла»

Слайд 11

В 1841 году в Лондоне бывший торговец углем Ричард Биэрд открыл первое

В 1841 году в Лондоне бывший торговец углем Ричард Биэрд открыл первое
в Европе фотоателье, где любой желающий мог запечатлеть себя для потомков

Слайд 12

Тысячи людей мечтали о дагерротипе.
Количество фотоателье стремительно увеличивалось.

Тысячи людей мечтали о дагерротипе. Количество фотоателье стремительно увеличивалось.

Слайд 13

Идею конструкции фотоателье позаимствовали у художников-живописцев. Сама студия представляла собой помещение площадью

Идею конструкции фотоателье позаимствовали у художников-живописцев. Сама студия представляла собой помещение площадью
50-60 кв.м., глухая южная стена которого позволяла избежать резких солнечных контрастов. Потолок непременно был стеклянным и закрывался раздвижными шторами, которые регулировали верхнее освещение. Мягкий дневной свет проникал сквозь стеклянные стены с северной стороны.

Слайд 14

Клиент должен был сидеть, не шевелясь, под открытым солнцем около 20-30 минут,

Клиент должен был сидеть, не шевелясь, под открытым солнцем около 20-30 минут,
пока аппарат заснимет его. Немногие посетители могли похвастаться такой выдержкой. Поэтому чтобы облегчить напряжение, в оборудование ателье обязательно входил копфгальтер. Он представлял собой тяжелый штатив, с подковообразным передвижным кронштейном, который поддерживал голову клиента сзади.

Слайд 20

В 1854 году Эжен Диздери запатентовал в Париже особую четырехобъективную фотокамеру для

В 1854 году Эжен Диздери запатентовал в Париже особую четырехобъективную фотокамеру для
съемки «фотовизиток». Фотокарточки, впрочем, были известны с далеких времен, однако фотовизитки взволновали парижан и вскоре стали популярны во всех странах Европы и Америки.

Слайд 22

«Фотографировать может последний дурак. Чему не научиться, я вам скажу, это чувству

«Фотографировать может последний дурак. Чему не научиться, я вам скажу, это чувству
света. Чему ещё труднее научиться – это пониманию характера вашей модели».

Слайд 23

Шарль Бодлер

«Я снимаю не портреты, а жизнь».
Надар

Надар снимал так, чтобы поза выражала

Шарль Бодлер «Я снимаю не портреты, а жизнь». Надар Надар снимал так,
характер человека, как это выражает его лицо, делал заметной каждую скрытую черточку лица или тела, не позволяя бутафории или заднему плану помешать созданию характера личности.

Слайд 24

Густав Доре

Густав Доре

Слайд 25

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе

Слайд 26

Julia Margaret Cameron

Julia Margaret Cameron

Слайд 34

AUGUST SANDER

AUGUST SANDER

Слайд 35

«По своей природе фотография — это документальное искусство»

«По своей природе фотография — это документальное искусство»

Слайд 36

«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать

«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать
личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Слайд 37

«ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ДУМАТЬ» -
творческое кредо Зандера

«ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ДУМАТЬ» - творческое кредо Зандера

Слайд 38

«Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и

«Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и
их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен…»

Слайд 40

Работа Зандера, его опыт в портретной фотографии, прямолинейность в изображении людей, оказала

Работа Зандера, его опыт в портретной фотографии, прямолинейность в изображении людей, оказала
существенное влияние на последующие поколения фотографов.

Слайд 41

Richard Avedon

Richard Avedon

Слайд 42

«Ты - главная новость и ценность сегодняшнего дня, - говорят его снимки,

«Ты - главная новость и ценность сегодняшнего дня, - говорят его снимки,
- ты жив, ты нужен миру».

Слайд 43

Аведон видит гораздо глубже, чем просто лицо. Это очень сильно сбивает с

Аведон видит гораздо глубже, чем просто лицо. Это очень сильно сбивает с
толку. Он видит человека насквозь.

Слайд 44

Быть человеком – значит быть разносторонним, загадочным, необъяснимым. Это как раз то,

Быть человеком – значит быть разносторонним, загадочным, необъяснимым. Это как раз то,
что ищет Аведон. Это противоречия во всём.

Слайд 46

Вместо работы в соавторстве он говорит: «Ты здесь и ты мой. Ты

Вместо работы в соавторстве он говорит: «Ты здесь и ты мой. Ты
в моей власти. Все твои черты я сделаю своими». Это было огромным скачком в фотографии, потому что это означало, что она не только запечатлевает реальность, но и является произведением искусства, что она может быть подобна глине. Потому что взаимоотношения Аведона и моделей – это взаимоотношения скульптора и глины .

Слайд 47

The Duke and Duchess of Windsor
(герцог и герцогиня Виндзорские)

Иногда бывает нужно перехитрить

The Duke and Duchess of Windsor (герцог и герцогиня Виндзорские) Иногда бывает
портретируемого, чтобы он стал тем, кто ты хочешь. Но это хитрость не ради хитрости.

Аведон неустанно искал, выжидал и подчас провоцировал эмоции, наиболее соответствующие его восприятию субъекта съемки.

Слайд 48

Ландшафт человеческого лица, все эти холмы, впадины, расщелины, и всё, что они

Ландшафт человеческого лица, все эти холмы, впадины, расщелины, и всё, что они
означают, это и есть та правда, которую мы знаем друг о друге.

«Все фотографы стараются быть точными. И все лгут. Потому что снимок - это не истина, но точка зрения».

Слайд 49

Глядя в видоискатель своей камеры, пытаясь понять и познать своих героев, Аведон

Глядя в видоискатель своей камеры, пытаясь понять и познать своих героев, Аведон
на самом деле познаёт себя. Составляет свой портрет из портретов других людей. Всё это части его собственного лица.

«Я живу проблемами других людей; их энергия и боль помогают мне в сложных обстоятельствах. И в то же время мои портреты больше обо мне, чем о людях, которых я снимаю».

Слайд 51

Работница карнавала

Работница карнавала

Слайд 52

Физиотерапевт

Физиотерапевт

Слайд 53

Уильям Касби,
рожденный рабом

Уильям Касби, рожденный рабом

Слайд 54

Irving Penn

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени,
то

Irving Penn «Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени,
зрелище зачаровывает меня.
Это и есть проклятье фотографа»

Слайд 69

Helmut Newton

«Cтудия убивает фотографа,
белая стена опустошает кадр,
я никогда не работаю

Helmut Newton «Cтудия убивает фотографа, белая стена опустошает кадр, я никогда не работаю в студии!»
в студии!»

Слайд 80

Annie Leibovitz

Annie Leibovitz

Слайд 88

Stephan Vanfleteren

Stephan Vanfleteren

Слайд 89

Бельгиец Ванфлетерен работает в качестве внештатного фотографа в газете De Morgen. Он

Бельгиец Ванфлетерен работает в качестве внештатного фотографа в газете De Morgen. Он
также сотрудничает с международными журналами Paris Match, Le Monde 2, Independent Magazine, Die Zeit, Knack, and Volkskrant magazine Humo. А в свободное время фотографирует людей, встреченных случайно на улице.

Слайд 90

Его радикальные черно-белые документальные работы охватывают явления повседневной жизни на его родине

Его радикальные черно-белые документальные работы охватывают явления повседневной жизни на его родине
в Бельгии, а также в известных конфликтных точках Земли. Он любит делать портреты художников, актеров, писателей, режиссеров, музыкантов и других людей, которые выражают себя, свою профессию. Стефан выиграл несколько национальных и международных наград, его выставки неоднократно проходили по всей Европе.