Слайд 2Предпосылки жанра
начало ренессансного гуманизма
Развитие естественных наук
поиск путей свободы личности
человек при помощи науки
стремился к познанию всеобщего, к познанию всей Вселенной. В том числе и себя самого
Монтень - человек конца эпохи Возрождения
Слайд 3Предпосылки возникновения жанра в восточной культуре
Японская бессюжетная проза, жанр «дзуйхитсу» - «следуй
за кистью»
XI век - золотой век японской истории, во времена эпохи Хэйан – эпохи «мира и покоя».
Эссе Сэй Сёнагон («Записки у изголовья»), Камо Тэмей («Записки в келье»), Еси Кэнко («В часы досуга»).
Аналогичный жанр в китайской литературе - «суйби» («по следам кисти»)
«Поучение Владимира Мономаха» - образец эссеизма XII века
Слайд 4
Мишель Эйкем де Монтень (фр. Michel Eyquem de Montaigne, 1533—1592)
- писатель
-философ
- автор
книги «Эссе» - «Опыты»
- имел прозвище «французский Сократ»
Слайд 5Мишель Эйкем де Монтень
получил блестящее по тем временам образование
в совершенстве овладел
латынью и читал в подлинниках произведения римских философов, прозаиков, драматургов, а также греческих поэтов и мыслителей, переведенные на латынь
окончил колледж, один из известнейших университетов южной Франции в Тулузе
был назначен королевским советником городского парламента в Бордо, дважды избирался мэром, но затем отказался от этой должности, сосредоточившись на литературном труде
Слайд 6Возникновение эссе
Культурно-социальная среда: период религиозных войн, годы смутного времени
Оставив службу советника парламента
в Бордо, Монтень посвящает десятилетие работе над "Опытами", первое издание которых, первоначально в двух книгах, появляется в 1580 г.
пошел по пути, избранному всей эпохой, – в направлении к человеку: в духе гуманистической традиции, с полнотой доверия отнесся к природе человека, обнаруживая ее черты через самопознание: «в ней (книге) кое-какие следы моего характера и моих мыслей»; «содержание моей книги – я сам»
Слайд 7Произведение одного автора создало жанр, поступательно развивающийся более 5 веков
Индивидуальный творец
определил сущность жанра – эссе направлено на самораскрытие автора на глазах у читателя-единомышленника
все работы, касающиеся эссе, цитируют Монтеня
«Моя книга в такой же степени создана мной, в какой я сам создан моей книгой. Это книга, неотделимая от своего автора, книга, составлявшая мое основное занятие, неотъемлемую часть моей жизни, а не занятие, имевшее какие-то особые, посторонние цели, как бывает обычно с другими книгами»
Слайд 8Особенность нового жанра
эссеист не способен быть объективным", так как "эссе - это
продукт давления двух очевидно противоположных авторских намерений: описать реальность такой, какая она есть и навязать свой взгляд на нее« (Ж. Террасс)
доминирование функции «убеждения»: «в любом эссе голос, говорящий с нами вступает в отношения лишь с нами. Мы сами и эссеист - герои эссе, так как он пытается убедить нас принять его взгляд на рассматриваемый предмет" (Р. Скулз и К.Клаус)
Слайд 9Что объединяет отдельные главы «Опытов» в книгу?
самопознание - ведущий мотив к написанию
и основной сюжет "Опытов«
содержание "Опытов" далеко не исчерпывается авторским анализом собственного «я»: Монтень "выходит на сцену не один. Он приглашает посмотреть на мир с ним, Монтенем или без него, так как он движим сильным желанием знать и понимать" (Ж.Террас)
произведение Монтеня содержит философские, исторические политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора
. «Опыты» исследуют мир, но отправной точкой такого исследования является личность автора
Слайд 10Монтень о своей книге
«Это искренняя книга, читатель… Если бы я писал эту
книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моём простом, естественном и обыденном виде, непринуждённым и безыскусственным, ибо я рисую не для кого-либо иного, а для себя самого»
Слайд 11Темы эссе Монтеня
Эссе включает разнообразные способы постижения мира, не ограничиваясь одной из
них
«Опыты» Монтеня принадлежат истории литературы, истории философии, истории нравов
Слайд 12Образ автора
Монтень не утопист или энтузиаст – он скептик
мир дан в присутствии говорящего, под
его взглядом, он все время подчеркивает: я так вижу
Монтень постоянно напоминает, что мыслить и говорить его учит собственная жизнь
занял позицию стороннего наблюдателя в стремлении оставаться независимым
говорит не как оратор, а как интимный собеседник, рассчитывающий на самых близких людей
Слайд 13Образ автора Монтеня
Творческую личность эссеиста характеризует высочайшая степень духовной и эмоциональной активности
расположенность
к диалогу, повышенная инициативность; высокая степень компетентности
стремится к контакту с читателем, современником автора, близкому ему по мировоззрению, интересу к литературе, уровню интеллекта и образования
Слайд 14Композиция эссе Монтеня
Структура свободная, как правило, мозаичная.
Если эссе рассказывает о каком-либо
персонаже, то в тексте переплетаются эпизоды его жизни, описание эпохи, в которой он жил, наблюдения и выводы, сценки и т. д.
Эссеист в текст вставляет сценки из своей собственной жизни, может заочно происходить сравнение двух эпох.
включает в себя элементы исповеди, дневниковые записи, заметки, воспоминания, автобиографию, письма и др.
Слайд 15Стиль М.Монтеня
порядок в эссе сломан
ссылки Монтеня на свою некомпетентность, забывчивость, «слабость ума»
ориентация
на разговорную речь, непринужденный и фамильярный тон : «Слюна паршивой дворняжки, забрызгав руку Сократа, может погубить всю его мудрость, все его великие и глубокомысленные идеи, уничтожить их дотла, не оставив и следа от его былого знания»
эссе усеяны многочисленными цитатами из античных авторов, демонстрируют множество разноречивых возможностей
Слайд 16Эпоха гуманизма создала «Опыты»
Предмет «Опытов» - это человек, человеческая судьба и жизнь
Уважение
природы, характерное для людей эпохи Возрождения: "Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому. Она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей.«
Цель человека - вслушиваться в природу
Человек в «Опытах» - часть природы и подчиняется естественным законам
«Когда я играю со своей кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она мною, нежели я ею!»
Слайд 17Размышления о Боге и бессмертии души
предлагает обзор толкований древними авторами идеи божества
оказался
перед противоречием: если бог существует, он - существо одушевленное, если он существо одушевленное, то он имеет органы чувств, а если он имеет органы чувств, то он подвержен развращающему влиянию страстей
Слабость человеческого разума, считает писатель, не в состоянии рационально обосновать веру, которая может быть обнаружена только в «откровении»
превращает бога в абстрактную сущность, имеющую значение некой первопричины