Слайд 2Принцип
Рrincipium - начало, основа - это философская категория, выражающая:
1) основное,
исходное положение, руководящую идею какой-либо теории, учения, науки;
2) внутренние убеждения человека, взгляды на вещи; основное правило поведения, деятельности.
Слайд 3Христианские принципы
а) христоцентричности,
б) экклезиоцентричности,
в) педоцентричности,
г) нравственно-педагогического аскетизма,
д) нравственно-педагогического взаимоединства.
Слайд 4Христоцентричность
Является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, ибо Христос есть ее главный
Центр,
Основание,
Идеал и Цель.
Слайд 5Экклезиоцентричность
Истинной христоцентричности можно достичь только живя в Богочеловеческом Теле Церкви
Слайд 6Педоцентричность
Понимание образа Божия в человеке как образа Богочеловека.
Цель жизни – спасение. Главная
цель воспитания - направление ребенка к достижению этой цели, образование в нем истинного чада Божия.
Слайд 7Нравственно-педагогический аскетизм
Важно, чтобы православный педагог имел подлинную любовь, глубокое познание Бога,
и непрестанными усилиями возрастал в этом.
Православный педагог должен являть достойный пример личного благочестия перед воспитанниками.
Педагог должен быть ответственен за дело, собран, требователен к себе, по-христиански аскетичен.
Слайд 8Нравственно-педагогическое взаимоединство
Педагогическое воздействие должно быть движимо чувством любви и взаимопомощи;
результатом же взаимодействия должен стать душевный контакт воспитателей и воспитуемых, приводящий их к "духовно-эмоциональному созвучию", единодушию, единомыслию.
Слайд 9Принципы обучения современной педагогики
Развивающего и воспитывающего обучения;
Культуро- и природосообразности;
Научности и связи теории
с практикой;
Систематичности и системности;
Сознательности и активности учащихся в обучении;
Наглядности, доступности, прочности;
Положительной мотивации;
Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
(Бабанский Ю.К., Гершунский Б.С., Лернер И.Я.,
Скаткина М.Н., Пидкасистый П.И.)
Слайд 10Отношение к Богу, Церкви, Отечеству, культуре и миру
Принцип богобоязненности
Принцип любви и почитания
Принцип
религиозно-нравственной сознательности
Принцип нравственной свободы
Принцип целеустремленности
Принцип послушания
Принцип патриотичности
Принцип культуросообразности
Слайд 11Принцип богобоязненности
… Благоволит Господь к боящимся Его.
Псалом учит нас
не сразу погружать детей в глубины богопознания, но прежде упорядочить их поведение: удерживай язык твой от зла и уста твои от коварных слов; уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним (Пс. 33, 14-15).
Слайд 12Принцип любви и почитания
Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью;
в почтительности друг друга предупреждайте.
Рим. 12,10
Слайд 13
Принцип религиозно-нравственной сознательности
Я желал бы, чтобы все люди были религиозны. К.Д.Ушинский
Важнейшими проявлениями нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания; совесть является самой универсальной его формой; а долг, обязанность, ответственность и воздаяние являются наиболее отличительными друг от друга формами нравственного сознания.
Слайд 14Принцип нравственной свободы
... где Дух Господень, там свобода. Кор. 3, 17.
Никого
нельзя насильно заставить верить и любить. Свобода в человеке создает возможность самоопределения изнутри. Православная педагогика должна исходить из ясного представления о том, что каждый человек может уверовать лишь на основе собственного свободного выбора.
Слайд 15
Принцип послушания
Послушание справедливо называют началом воспитания и "царицей детских добродетелей",
ибо без него невозможно никакое водительство.
Слайд 16Принцип патриотичности
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою
за друзей своих. Ин. 15,13
Национальное воспитание в своем наиболее высоком выражении - это воспитание патриотизма. Патриот тот, кто по-настоящему любит свою Родину.
Слайд 17Принцип культуросообразности
«Красота спасет мир». Ф.М.Достоевский
Писатель-пророк имел ввиду Красоту высшего, религиозного порядка,
неразрывно связанную с Истиною и Добром.
Красота - это явленное добро, явленная истина. Она не нуждается в нравоучениях и доказательствах. Она воздействует на душу непосредственно и способна возвышать, очищать, облагораживать и исцелять ее.
Слайд 18ВЫВОДЫ
Главным руководящим принципом устроения педагогического дела должен быть принцип, провозглашающий:
а) в
главном (основаниях и принципах) - единство,
б) во второстепенном (средствах и методах) - свободу,
в) и во всем остальном (дидактических формах работы) - любовь.
Слайд 19Подводя итоги
Мы должны учиться и учить веровать;
Мы должны учиться и учить истинной
свободе, чтобы она была свободой в добре;
Мы должны учиться и учить совестливому самосознанию и величайшей радости самоотверженной любви;
Мы должны учиться и учить духовному просвещению и постепенному воцерковлению личности.
Слайд 20Необычайно важно:
Чтобы свет Христова просвещения пронизывал весь учебно-воспитательный процесс.
Чтобы Закон Божий
стал настоящим светильником в жизни детей.
Чтобы благоговейно изучалось богатейшее историческое предание, и исследовался сокровенный опыт Православной Церкви.
Чтобы педагогическая среда все более насыщалась церковным духом и являла собою истинную соборность.
Слайд 21В качестве обобщения
«Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького
«я», «принимай к сердцу» дело других и дело всех и ты узнаешь на деле смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте»
Вл. Соловьев.