Слайд 2Камиль Сен-Санс
Сен-Санс ярчайшим образом проявил себя как органист, пианист, дирижер, музыкальный пародист,
![Камиль Сен-Санс Сен-Санс ярчайшим образом проявил себя как органист, пианист, дирижер, музыкальный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-1.jpg)
ученый-любитель (математик и астроном, археолог, автор эссе по ботанике), критик, путешественник, драматург, поэт, философ, исследователь античной музыки, музыкальный редактор и – последнее, но не менее важное – автор более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства.
В детстве Сен-Санс был одним из самых феноменально одаренных вундеркиндов, каких только знала история музыки; некоторые считали, что его музыкальные способности даже ярче моцартовских. С двух с половиной лет начавший обучение на фортепьяно у сестры своей бабушки, Сен-Санс уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку, а в десять состоялся его дебют как пианиста в зале “Плейель”. Не укладывается в голове то, что на этом концерте на бис он предложил на выбор публики сыграть наизусть одну из тридцати двух сонат Бетховена. Пятьдесят лет спустя в том же зале состоялся юбилейный концерт Сен-Санса.
Слайд 3Карнавал животных
Зоологическая фантазия
Сен-Санса
Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего
![Карнавал животных Зоологическая фантазия Сен-Санса Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-2.jpg)
рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах.
Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет.
Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?"
Слайд 4Состав исполнителей
Друзей у Сен-Санса было много и, любя их, композитор искренне старался
![Состав исполнителей Друзей у Сен-Санса было много и, любя их, композитор искренне](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-3.jpg)
быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии.
И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста.
Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают – кроме лебедя – в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют.
В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.
Слайд 5«Музыкальные цитаты» других произведений
Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми.
![«Музыкальные цитаты» других произведений Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-4.jpg)
Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини.
Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза.
Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха.
А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся музыкальной школы.
Слайд 6Память о Сен-Сансе
"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для
![Память о Сен-Сансе "Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-5.jpg)
своих (в их числе однажды был и Франц Лист);
Умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм.
Через два года после смерти автора партитуру издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться.
Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем герои его оперы - Самсон и Далила.
Слайд 7Королевский марш льва
(грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав – остроумнейшее
![Королевский марш льва (грозное рычание внушительно передано хроматическими волнами фортепьянных октав –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-6.jpg)
звукоподражание);
«Взревел рояль рычаньем львов — мы это поняли без слов».
Слайд 9Антилопы
(главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег);
![Антилопы (главенствующая партия здесь у фортепьяно, изобретательными пассажами передающего неистовый бег);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-8.jpg)
Слайд 10Черепахи
(музыкальная ирония над медлительностью)
![Черепахи (музыкальная ирония над медлительностью)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-9.jpg)
Слайд 11 Слоны
контрабас тяжеловесно наигрывает тему из “Вальса сильфов” Берлиоза.
![Слоны контрабас тяжеловесно наигрывает тему из “Вальса сильфов” Берлиоза.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-10.jpg)
Слайд 12 Кенгуру
(музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);
![Кенгуру (музыкальная метафора, выраженная легкими “прыжками” у фортепьяно);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-11.jpg)
Слайд 13Аквариум
(изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких нот
![Аквариум (изображение рыбок; красивые, несколько условные переливы звучаний челесты, фисгармонии, флейты, высоких](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-12.jpg)
струнных и пассажей фортепьяно, создающие впечатление колышущейся воды);
Слайд 14Персонаж с длинными ушами
(это, конечно, осел; его крики забавно переданы взвизгиваниями и
![Персонаж с длинными ушами (это, конечно, осел; его крики забавно переданы взвизгиваниями и тянущимися звуками скрипок);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-13.jpg)
тянущимися звуками скрипок);
Слайд 15 Кукушка в глубине леса
(первый лирический эпизод фантазии; кларнет настойчиво “кукует” на
![Кукушка в глубине леса (первый лирический эпизод фантазии; кларнет настойчиво “кукует” на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-14.jpg)
фоне красивых, изысканных гармоний, которые выдают интерес Сен-Санса к новейшим по тем временам течениям в музыке и которые он впоследствии решительно отвергал);
Слайд 16 Птичник
(царство флейты и кларнета);
![Птичник (царство флейты и кларнета);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-15.jpg)
Слайд 17 Пианисты
“Пианисты” указывают на минувшую эпоху, а также предвосхищают “Этюд для пяти
![Пианисты “Пианисты” указывают на минувшую эпоху, а также предвосхищают “Этюд для пяти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-16.jpg)
пальцев по г-ну Черни” (один из “Двенадцати этюдов”) Клода Дебюсси. И "Пианисты", и этюд имеют много общего, хотя Дебюсси не подозревал о существовании этой пьесы Сен-Санса.
Слайд 18 Ископаемые
(несколько циничная шутка на тему “мертвецы” - ксилофон выстукивает тему из
![Ископаемые (несколько циничная шутка на тему “мертвецы” - ксилофон выстукивает тему из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-17.jpg)
“Пляски смерти” самого Сен-Санса, но при этом звучат фрагменты популярных песенок и каватины Розины из “Севильского цирюльника” Россини.)
Слайд 19Лебедь.
(единственная пьеса, лишенная элементов иронии и сарказма; возвышенно-поэтическая музыка — таков знаменитый
![Лебедь. (единственная пьеса, лишенная элементов иронии и сарказма; возвышенно-поэтическая музыка — таков](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/466167/slide-18.jpg)
“Лебедь”, где солирует виолончель; эта пьеса вызвала к жизни широко известный хореографический этюд, сочиненный балетмейстером М. М. Фокиным для выдающейся балерины А. П. Павловой и названный “Умирающий лебедь”.