Презентация на тему Эпикуреизм и Стоицизм

Содержание

Слайд 2

Философия эллинистического-римского периода.
Эллинистическо-римская философия охватывает период времени с конца IV вв.

Философия эллинистического-римского периода. Эллинистическо-римская философия охватывает период времени с конца IV вв.
до н.э. до V в. н.э.
В эллинистическо-римской философии выделяются следующие основные течения:
Скептицизм
Эпикуреизм
Стоицизм
Неоплатонизм.

Слайд 3

Эпикуреизм

Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Эпикур (341-270 гг до н. э.).

Эпикуреизм Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Эпикур (341-270 гг до н.

Его последователем в древнем Риме был Лукреций Кар, философская поэма которого «О природе вещей» целиком сохранилась до наших дней.

Слайд 4

Стоицизм

Термин стоицизм происходит от греческого термина Stoa, что в переводе означает портик

Стоицизм Термин стоицизм происходит от греческого термина Stoa, что в переводе означает
(галерея с колоннами в Афинах, где учил Зенон).
Основателем стоицизма является Зенон из Китиона.
Другие представители стоицизма: в Греции – Хрисипп, в античном Риме – философ и поэт Сенека и император Марк Аврелий

Слайд 5

Эпикуреизм

Основную задачу своей философии Эпикур, точно так же, как и скептики, видел

Эпикуреизм Основную задачу своей философии Эпикур, точно так же, как и скептики,
в построении этики (учении о правилах поведения, ведущих к счастью).
При этом, с точки зрения Эпикура, этику можно построить только тогда, когда определено место человека в мире.
То есть сначала надо было создать физику и учение о познании

Основные задачи

Слайд 6

Стоицизм

Основные задачи

Точно так же, как и эпикурейцы, стоики считали, что цель философствования

Стоицизм Основные задачи Точно так же, как и эпикурейцы, стоики считали, что
заключается в построении этики (учение о поведении, ведущем к счастью человека).

Слайд 7

Эпикуреизм

Учение о познании Эпикура носит сенсуалистический характер, носило название каноники.
Абсолютно достоверными

Эпикуреизм Учение о познании Эпикура носит сенсуалистический характер, носило название каноники. Абсолютно
Эпикур считал чувственные восприятия.
«Солнце по своим размерам именно такое, как мы его наблюдаем с помощью органов чувств; оно может быть только чуть-чуть побольше или поменьше»
Основной метод познания по Эпикуру - метод аналогий
По мнению Эпикура, теоретический плюрализм, с одной стороны, удовлетворяет теоретическую любознательность, а с другой – способствует безмятежному состоянию души

Особенности

Слайд 8

Особенности

Стоицизм

Стоики так же, как и эпикурейцы, считали, что, что этика должна быть

Особенности Стоицизм Стоики так же, как и эпикурейцы, считали, что, что этика
построена на основе физики.
Этическое учение должно предваряться физическим учением – учением о природе и космосе.

Слайд 9

Эпикуреизм

Физика
Физика эпикурейцев основана на атомизме (физическом материализме) Демокрита. Эпикур выдвигает следующие положения:

Эпикуреизм Физика Физика эпикурейцев основана на атомизме (физическом материализме) Демокрита. Эпикур выдвигает

• из несуществующего ничего не возникает и ничего не исчезает в несуществующее.
• У Эпикура не было космогонии, была только космология. Вселенная остается неизменной. Вселенная, которая была в его время, была такой же и до него, и останется такой же после него.

Эпикур использует атомистическое учение Демокрита. Он считает, что всё в природе представляет собой либо телесные объекты, либо пустоту. При этом все тела состоят из атомов. Если, по Демокриту, атомы отличались формой и размерами, то Эпикур добавляет еще одну качественную характеристику: атомы отличаются по весу.

Слайд 10

Кроме того, если по Демокриту количество форм атомов было бесконечным, то Эпикур

Кроме того, если по Демокриту количество форм атомов было бесконечным, то Эпикур
считал, что количество форм атомов конечно, потому что иначе может возникнуть такая форма атома, когда он будет бесконечно тяжел.
Отличие физики Эпикура от физики Демокрита в характере движения атомов. Эпикур, для того чтобы обосновать наличие свободы у человека в макромире, решил ввести минимум свободы в микромире.
Эпикур признает наличие объективной случайности (в отличие от Демокрита).
У Эпикура атомы могут спонтанно отклоняться от прямолинейного движения в силу необходимости
Эпикур учил, что существует множество миров, которые распределены в беспредельной пустоте.

Физика

Эпикуреизм

Слайд 11

Космология. Физика стоиков основана, с одной стороны, на ряде положений философии Аристотеля,

Космология. Физика стоиков основана, с одной стороны, на ряде положений философии Аристотеля,
с другой стороны – на ряде положений философии Гераклита.
У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращается у границ мира (Вселенной), поскольку перводвигатель – это всего лишь на всего форма без материи. То же самое признают стоики (в частности, основатель стоицизма – Зенон).

Физика

Стоицизм

Учение стоиков о космосе (мире) резко отличается от учения о мире эпикурейцев (и, в частности, основателя Эпикура).
Если Эпикур учил о множественности миров, то стоики учили, что мир один.
Космос, по мнению стоиков – это существо живое и разумное.
Космос – это живое и разумное тело, которое пронизано одушевляющим его теплым телесным дыханием – пневмой.
Пневма – это воздушно-огненная смесь (но в данном случае имеется в виду теплое телесное дыхание).

Слайд 12

Мир един. Мир, космос отождествляется стоиками с богом.
Сенека писал, что не

Мир един. Мир, космос отождествляется стоиками с богом. Сенека писал, что не
может быть бога без природы, и природы без бога. При этом бог, в понимании стоиков – это одновременно судьба, провидение, природа и мир как целое.
Мир (космос) совершенен и целесообразен. С точки зрения стоиков, внутри космоса всё целесообразно и подчинено естественной необходимости. Никакой случайности внутри мира и быть не может.
При этом, если эпикурейцы признавали наличие абсолютно пустого пространства, в т.ч. и внутри мира, то, с точки зрения стоиков, никакой пустоты внутри мира нет и быть не может.

Физика

Стоицизм

Слайд 13

Что касается ряда идей, заимствованных стоиками у Гераклита, то они связаны со

Что касается ряда идей, заимствованных стоиками у Гераклита, то они связаны со
следующим.
С точки зрения стоиков, мир возник из первоогня и периодически возвращается в огонь, сгорает, а потом снова возникает из него, живет, как живое существо, снова сгорает, потом снова рождается. Это было позаимствовано из философии Гераклита.

Стоики считали, что мир (космос) представляет собой шар, абсолютно заполненный телами и пневмой; никакого пустого пространства внутри него нет.

Физика

Стоицизм

Слайд 14

Этика эпикурейцев построена по принципу гедонизма ( «гедон» переводится как «удо- вольствие»).

Этика эпикурейцев построена по принципу гедонизма ( «гедон» переводится как «удо- вольствие»).
Эпикур определяет удовольствие с помощью отрицательного признака – как отсутствие страданий.
Среди удовольствий Эпикур выделял два основных – удовольствие покоя и удовольствие движения. Предпочтение он отдавал удовольствию покоя. Среди удовольствий, к которым так или иначе стремится человек, Эпикур выделял следующие:
1. природные (естественные) и необходимые
2. природные (естественные) и не необходимые
3. неестественные и не необходимые.

Этика

Эпикуреизм

Слайд 15

По мнению Эпикура, человек, который стремится к счастью, должен выбирать удовольствия естественные

По мнению Эпикура, человек, который стремится к счастью, должен выбирать удовольствия естественные
и необходимые. Но и здесь надо следовать мере.
Существуют два основных вида страданий: телесные страдания и душевные страдания. При этом самые тяжкие страдания – это душевные страдания, потому что телесные страдания связаны только с настоящим, а душевные страдания связаны как с настоящим, так и с прошлым и будущим.

Все удовольствия нужно сводить к минимуму, чтобы достичь состояния безмятежности души. Это состояние называлось состоянием атараксии (перевод. – состояние безмятежности, невозму- тимости).

Этика

Эпикуреизм

Слайд 16

Цель человеческой жизни, с точки стоиков, - это достижение счастья. Зенон из

Цель человеческой жизни, с точки стоиков, - это достижение счастья. Зенон из
Китиона, основатель стоицизма, понимал счастье как согласованную жизнь.
Под «согласованной жизнью» Зенон понимал, с одной стороны, согласованной человеческих мыслей друг с другом, и, с другой стороны, согласованность наших хотений и желаний с нашими жизнями.
Кроме этого, по мнению Хрисиппа, согласованная жизнь – это жизнь, согласная с природой.
Жизнь, согласная с природой – это, прежде всего, жизнь, согласная с внутренней природой человека. Свою истинную природу, с точки зрения стоиков, человек достигает только тогда, когда реализуются его задатки, которые заложены в природе человека при его рождении.

Этика

Стоицизм

Слайд 17

Счастье Эпикур понимал именно как состояние атараксии. Но этому мешают не

Счастье Эпикур понимал именно как состояние атараксии. Но этому мешают не только
только чрезмерные страсти, желания и душевные страдания человека, но и страхи: страх перед Богами, то есть перед тем, что они могут вмешиваться в человеческую жизнь, страх перед загробной жизнью, страх перед смертью, страх перед природными явлениями.
Первые 3 вида страха, по мнению Эпикура, мнимые. Богов не следует бояться, так как они обитают в промежутке между мирами, поэтому они не вмешиваются в то, что происходит в этих мирах.
Загробной жизни тоже не надо бояться, так как ее нет. Душа телесна, состоит из атомов, и разлагается вместе с телом.
Смерти тоже не стоит бояться, так как по Эпикуру, пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть- нас уже нет. Поэтому смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, она не имеет к нам никакого отношения.

Счастье

Эпикуреизм

Слайд 18

По мнению стоиков, в достижении счастья человеку мешают аффекты (страсти)- страстные движения

По мнению стоиков, в достижении счастья человеку мешают аффекты (страсти)- страстные движения
души, исключающие разумное.
Именно аффекты являются источниками пороков человека, несчастья и бедствий.
Стоики выделили 4 аффекта: печаль, удовольствие, страстное хотение и страх. Счастья может достигнуть только добродетельный человек.
Стоики выделили 4 основные добродетели: 1)рассудительность и разумность 2)умеренность 3)справедливость 4)мужество.
Им противостоят 4 основных порока: 1)неразумность 2)разнузданность 3)несправедливость 4)трусость.
Достичь счастья можно, только преодолев аффекты и страсти; тем самым будет достигнуто состояние бесстрастия (апатия). Именно в состоянии апатии (состояние бесстрастия, невозмутимости, спокойствия души) стоики видели счастье.

Счастье

Стоицизм

Слайд 19

Эпикур учил, что надо вести незаметный образ жизни.
Подобно Демокриту, Эпикур очень

Эпикур учил, что надо вести незаметный образ жизни. Подобно Демокриту, Эпикур очень
ценил дружбу между людьми, так как она, с одной стороны, обеспечивает безопасность человека, а с другой стороны, обеспечивает состояние атараксии

Эпикуреизм <-> Стоицизм

Если эпикурейцы считали, что не следует вести активную общественную и политическую жизнь, то стоики наоборот, считали, что стоик-философ должен вести активный образ жизни, вести активную общественную и политическую жизнь.

Выводы

Слайд 20

Эпикурейцы говорили, что в мире нет никакой случайности, они не допускали существование

Эпикурейцы говорили, что в мире нет никакой случайности, они не допускали существование
свободы у человека
Стоики считали, что вся человеческая жизнь предопределена судьбой. Человека, который согласен с судьбой, судьба ведет за собой, человека же противящегося, сопротивляющегося судьба тащит за собой.
Эпикурейская точка зрения гласила: если первичное влечение, - это влечение к удовольствию
Стоиков утверждали, что это стремление к самосохранению, которое затем преобразуется в заботу о своей семье, своем роде и, в конечном счете, доходит до заботы о благе государства.

Выводы

Эпикуреизм <-> Стоицизм

Слайд 21

Подводя итог анализу античной философии, следует подчеркнуть, что в период ее

Подводя итог анализу античной философии, следует подчеркнуть, что в период ее формирования
формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития.
Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии.
Имя файла: Презентация-на-тему-Эпикуреизм-и-Стоицизм-.pptx
Количество просмотров: 1201
Количество скачиваний: 20