Слайд 2Что такое фольклор?
- это устное народное творчество.
Признаки фольклора
это устное творчество народа
(сказки, былины рассказывались, пелись сказителями);
нет автора, автор народ;
Слайд 3Какие жанры фольклора вы уже знаете?
сказки;
заклички;
колыбельные песни;
страшилки;
считалки;
скороговорки.
Слайд 4Обрядовый фольклор.
Календарно – обрядовые песни.
В древние времена русский человек жил по особому
времени. Сегодня мы привыкли отмечать каждый Новый год и смотреть в будущее. Но раньше время измерялось не так. Жизнь человека шла по кругу и была тесно связана с народным сельскохозяйственным календарём: круг жизни начинался весной, затем шла осень, зима завершала год. Затем новый круг и так далее. Каждое новое время года сопровождалось обрядами.
Слайд 5Обряд – действия, сопровождающие важные моменты жизни человека.
Обрядовые песни – это песни,
которые исполнялись во время самых разных обрядов. Считалось, что если не будут выполнены обрядовые действия и исполнены песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Слайд 6Песни весны.
Благовещение (25 марта) происходило «заклинание» весны – девушки, как бы изображая
весёлый птичий гомон, пели в разных концах села песни. Нередко они держали в руках ветви деревьев с насаженными на них сделанными из тряпок изображениями птиц.
Слайд 7Веснянки – песни весны, их кликали, выкликали.
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время,
беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
Слайд 8
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И
соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Слайд 9Песни «русальной недели» (перед Троицей).
В песнях «русальной недели» упоминаются русалки. В сознании
крестьян они являются или душами умерших предков, или душами некрещёных младенцев. Их приходится боятся: они могут напасть на путника.
Слайд 10Песни Троицы (Весенние Святки).
Троицын день – праздник расцветшего дерева.
Берёзовую ветвь украшали лентой
и ходили с ней по деревне. В роще перед берёзкой девушки давали друг другу клятвы.
Слайд 11Троицын день.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут
крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
Слайд 12Иван Купала (7 июля)
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут
венки и припасают травы-обереги. Праздник начинается около четырёх часов дня. В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя:
Слайд 13
«Ой на святого Купалу
Ой на святого Купалу
Там ласточка купалась
На бережочке сушилась
Красна девица
журилась
Было лето, иль не было
Мати гулять не пускала
Златым ключом замыкала
Я ж на святого Купалу
До милого побежала...»
Слайд 14Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы
бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?»
Слайд 16В Иванову ночь молодёжь отправляется в лес искать чудесных цветов, чаще всего
папоротника. В ту же ночь ищут клады. Большой поэтичностью отличаются купальские песни, в которых рассказывается о происхождении цветка Иван – да – Марья.
Слайд 18Осенние песни.
проводив весну, крестьяне приступали к сенокосу и другим тяжёлым работам. Начало
жатвы называлось «зажинками», конец «дожинками». Женщины и девушки делали из колосьев ржи веночки и торжественно относили их домой.
Слайд 19Зимние песни.
Святки – две недели после новогодних праздников.
(6 – 19 января). От
Рождества до Крещения.
Рождественско – новогодние праздники начинались колядованием. В это время пелись «колядки» - песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая.
Слайд 20Колядки.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С новым годом, с новым счастьем, с новым здоровьем!
Хозяин,
отпирай-ка сундучок, вынимай-ка пятачок.
Ты нас будешь дарить -
Мы тебя будем хвалить.
А не будешь дарить – мы тебя будем бранить.
Коль не дашь пирога -
Ни кола, ни двора.
А не дашь мандарина –
Уведем сына.
А не дашь мёда бочку –
Уведём дочку.
Не дашь хлеба –
Уведем деда.
Не дашь варенья –
Придем на День рожденья.
Слайд 21Колядки.
Уж и ходим мы,
Уж и бродим мы
По проулочкам,
По заулочкам.
Припев:
Щедрый денёк (вечер)
Добрый денек
(вечер)
Щедрым людям
Святой денек.
Уж и ищем мы,
Уж и ищем мы
Иванов двор,
Богатый двор.
Припев.
Уж и будем брать
Будем брать-скупать
Все калачики,
Все горяченькие
Слайд 22Некоторые приметы Святок.
15 ЯНВАРЯ — Сильвестров день — куриный праздник — на этот день не ели яйца и курицу —
в курятник вешали «куриного бога» — в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть — его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит.
Слайд 2316 ЯНВАРЯ — Пророка Малахии.
«На Малахия дом метелками обмахивай» — в этот день нечистая сила с особенной
озлобленностью может напасть на человека — обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка — доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води».
Слайд 26Масленица – праздновалась на последней неделе перед великим постом.
Масленица — это озорное и
весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.
Слайд 27Масленица.
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и
горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
Слайд 30Дни Масленицы
Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто
побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
Слайд 31Дни Масленицы.
Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин
прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».