Презентация на тему Культура народов Адыгеи

Содержание

Слайд 2

АДЫГЕЙЦЫ

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание — адыгэ) — народ в России

АДЫГЕЙЦЫ Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание — адыгэ) — народ в
(132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Слайд 3

РАССЕЛЕНИЕ И ЧИСЛЕННОСТЬ

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока,

РАССЕЛЕНИЕ И ЧИСЛЕННОСТЬ Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего
насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгее - 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии - 51 тыс.; в Краснодарском крае - 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек - шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи).
Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются автохтонным населением.

Слайд 4

ЯЗЫК

Адыгский язык (адыгэбзэ) — язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским языками

ЯЗЫК Адыгский язык (адыгэбзэ) — язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским
составляет единую абхазо-адыгскую семью северо-кавказских языков. Состоит из двух основных наречий: адыгейского и кабардино-черкесского.
Адыгейский язык (адыгэбзэ) ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры.

Слайд 5

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АДЫГОВ

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АДЫГОВ После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди
остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство.
С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е были депортированы царским правительством и рассеялись по странам Ближнего Востока,(по Турецким данным было депортировано более миллиона человек) меньшая часть (около 5%)  — переселилась в равнинные районы.

Слайд 6

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АВТОНОМИИ АДЫГОВ

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АВТОНОМИИ АДЫГОВ 27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная
область с центром в Краснодаре. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года — Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года — в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год — Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.
10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.
5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года — Республика Адыгея.

Слайд 7

ХОЗЯЙСТВО

Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные

ХОЗЯЙСТВО Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные
культуры — кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Слайд 8

КУЛЬТУРА

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс

КУЛЬТУРА Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый
с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др., танцы.
Имя файла: Презентация-на-тему-Культура-народов-Адыгеи.pptx
Количество просмотров: 2027
Количество скачиваний: 77