Презентация на тему Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Содержание

Слайд 2

«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова

«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова. Поэмы, как и лирика Лермонтова,

«Мцыри» —любимое произведение Лермонтова «Мцыри» —любимое произведение Лермонтова. Поэмы, как и лирика
носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Но в отличие от лирики, лиро-эпический жанр давал редкую возможность показать героя в действии, со стороны, в самой гуще жизни. Предметом изображения, особенно в поэмах 30-х годов, становится столкновение героя с миром, романтический конфликт. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления. Это, в первую очередь, противоречие между идеалом и действительностью, исповедальное начало, а также символичные сюжет и образы. Образ самого Мцыри также наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистичностью. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть внутренний мир героя.

Слайд 3

…поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот

…поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот
у громов, гул у ветров, … вся природа сама несла и подвала ему материалы, когда писал он эту поэму. Какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы. и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торжественное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!» В.Г.Белинский

Слайд 4

Замысел поэмы

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году.

Замысел поэмы Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году.
Семнадцатилетний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. — Идеалы...». На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы».

Слайд 5

Природа – действующее лицо в поэме

Одним из действующих лиц выступает в

Природа – действующее лицо в поэме Одним из действующих лиц выступает в
поэме природа. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах.

Слайд 6

Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины.

Мцыри» — поэма «о юноше, лишенном свободы и погибающем вдали от родины.
Это поэма о современнике Лермонтова, о его сверстнике, о судьбе лучших людей того времени». (И.Л. Андроников) В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». (Б. Эйхенбаум) Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств.

Тема поэмы «Мцыри»

Слайд 7

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте

Поэма Лермонтова с одним героем. Это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте
в плен русским генералом (подразумевается генерал А.П. Ермолов). Вся его недолгая жизнь прошла в стенах монастыря. «Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» —- «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования. Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

Идеи жизни и свободы

Слайд 8

М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам.

М.Ю. Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам.
Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри — поразительно цельная, завершенная. Он — герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Одна из легенд — народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом. Кульминацией поэмы можно назвать поединок юноши с барсом, в котором нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта — мотив борьбы.

Яркий образ героя-бунтаря

Слайд 9

Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный

Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой
как стон Раздался вдруг...

Слайд 10

… и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег,

… и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег,

Слайд 11

, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил... Но я его предупредил.

, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил... Но я его предупредил.

Слайд 12

Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его

Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий
рассек... Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

Слайд 13


Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И

Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть
там два раза повернуть Мое оружье...

Слайд 14

Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух

Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей,
друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле.

Слайд 15

И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я

И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и
пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я - и в груди моей Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык...

Слайд 16

Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз... Зрачки его

Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний
недвижных глаз Блеснули грозно - и потом Закрылись тихо вечным сном; Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..

Слайд 17

Заплутавший Мцыри встречает могучего барса. Познав все удовольствие от свободы, он вступает

Заплутавший Мцыри встречает могучего барса. Познав все удовольствие от свободы, он вступает
в бой с одним из ее представителей, гостем «пустыни вечной». Это соперничество было предписано ему природой. Мцыри выиграл в этом бою, но получил смертельные раны от убийственных когтей барса.

Слайд 18

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что
за могучий дух» что за ис­полинская натура у этого Мцыри!» — писал он. Кри­тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра­жением в поэзии тени его собственной личности».  

Слайд 19

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму

Поэма «Мцыри» вдохновляла не одно поколение художников. В разное время иллюстрировали поэму
В.П. Белкин, В.Г. Бехтеев, И.С. Глазунов, А.А. Гурьев, Н.Н. Дубовской, Ф.Д. Константинов, П.П. Кончаловский, М.Н. Орлова-Моча-лова, Л.О. Пастернак, К.А. Савицкий, В.Я. Суреньянц, И.М. Тоидзе, Н.А. Ушакова, К.Д. Флавицкий, Е.Я. Хигер, А.Г. Якимченко. Рисунки на тему «Мцыри» принадлежат И.Е. Репину. Фрагменты поэмы были положены на музыку М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, А.П. Бородиным и другими композиторами.  

Слайд 20

Актуальность творчества М.Ю. Лермонтова

В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский

Актуальность творчества М.Ю. Лермонтова В современном прочтении «Мцыри» актуален вовсе не бунтарский
пафос поэмы, а ее философский смысл. Естественная среда, с которой стремится слиться Мцыри, противостоит его монашескому воспитанию. Мцыри пытается перепрыгнуть пропасть и вернуться в совершенно иной культурный мир, когда-то родной и близкий ему. Но разорвать с привычным укладом жизни не так просто: Мцыри отнюдь не «природный человек», он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия страдает от голода. Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.