Слайд 2 Источники права Древней Индии.
Веды — священные книги глубокой древности — заключают
для правоверного индуса божественное предписание, истину. Согласно установившейся традиции литература каждой веды делится на четыре группы. Первая группа — самхиты, т. е. собрание гимнов, заклинаний, формул; вторая — брахманы, книги, написанные для брахманов. третья, группа ведической литературы — араньяки (араньяка—«лесная книга»), в основном содержащие правила поведения для отшельников, стариков; четвертая — упанишады, т. е. разного рода поучения, передаваемые от учителя к ученику, собственно философская часть вед.
Слайд 3Существует четыре Веды:
Ригведа — «Веда гимнов» состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными
священниками.
Яджурведа— «Веда жертвенных формул» содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.
Самаведа — «Веда песнопений» содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.
Атхарваведа — «Веда заклинаний» представляет собой сборник мантр-заклинаний.
Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления «Ригведы» около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды в V веке до н. э.
Слайд 4
Дхармасутра
- древнейшие индийские законники, относящиеся к ведийской литературе. Они написаны стихами вперемежку
с прозой и представляют собой большею частью короткие, афористические правила, предназначенные для заучивания наизусть. Они относятся к V-VI в. до н.э. Впоследствии из них выработались метрические законники, так называемые Дхармашастры (см.), образчиком которых служит законник Ману.
Среди дхармашастр бесспорный авторитет имеют Законы Ману, предписания которых охватывают широкий круг проблем. В Законах Ману уже четко прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.
Собственно праву в Законах Ману посвящены две главы из. Здесь же предпринимается попытка систематизировать нормы права.
Слайд 5Смрити — ритуальные, научные, правовые трактаты, возникшие на основе брахман, комментирующие веды.
Сами трактаты известны под названием дхармасутр. Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не может действовать в качестве источника права, ибо веды — источник всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за ведой — таков основной принцип древнеиндийского права.
Слайд 6Дхармашастры
В широком значении этого слова, включающие и дхармасутры, — религиозно-этические и
правовые компиляции, своеобразные учебники права, руководства по праву, написанные брахманами. В дхармашастрах содержатся многочисленные отсылки к «законам к обычаям», предшествующим их появлению. Большинство исследователей права древней Индии, признавая основным компонентом дхармащастр нормы обычного права, не отрицают вместе с тем влияния на их составителей государственных установлений верховной власти. Предписания дхармашастр носили обязательный, правовой характер. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована точнее, чем в пределах двух-трех веков.
Слайд 7Артхаша́стра — древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный
советник императора Чандрагупты Маурьи (321—297 года до н. э.).
Памятник уникален своим жанром — это наставления царю для правильного управления страной. Это наиболее полный свод прикладных знаний о политике, это энциклопедия индийского политического искусства. Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. «Артхашастра» считается одним из самых лучших памятников, по которым реконструируют социальную структуру общества.
Слайд 8Сборник Нарада примечателен прежде всего тем, что носит характер правовых предписаний. Несмотря
на то, что он имеет текстуальное сходство с Законами Ману, в него включены некоторые важные положения, свидетельствующие о действии сил, направленных против старых религиозно-ортодоксальных канонов древнего права.
Нарада — законченное юридическое произведение, свидетельствующее о достаточно высоком уровне правовой культуры, своеобразная вершина развития древнего права Индии, прошедшего многовековой и сложный процесс формирования — от брахманских учебников-наставлений до судебников, затрагивающих почти все аспекты материального и процессуального права.
Слайд 9
Но как бы ни было велико значение писаных памятников права
в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.