Слайд 2
Знание- результат познания.
Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний.
Существует субъект познания и
![Знание- результат познания. Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний. Существует субъект](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/273018/slide-1.jpg)
объект познания.
Объект познания- это е знания, которые познает субъект.
Слайд 3Познаваем ли мы мир?
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих
![Познаваем ли мы мир? Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/273018/slide-2.jpg)
подходах к данной теме ученые разделились на оптимистов, пессимистов, скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира.
Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем.
Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Слайд 4Познание чувственное и рациональное
Уровни познания
Чувственный рациональный Ощущение Понятие
Восприятие Суждение Представление Умозаключение
реальное нереальное
![Познание чувственное и рациональное Уровни познания Чувственный рациональный Ощущение Понятие Восприятие Суждение Представление Умозаключение реальное нереальное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/273018/slide-3.jpg)
Слайд 5Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств, передающие отдельные свойства предмета.
Восприятие- совокупность
![Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств, передающие отдельные свойства предмета. Восприятие-](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/273018/slide-4.jpg)
ощущений, создающие целостный образ предмета.
Представление- образы, возникающие в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий(высшая ступень чувственного познания). Могут быть представления реальные(представление о новом устройстве автомашины), нереальные(о русалке, домовом).
В рациональном мышлении главным инструментом является язык.
Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предмета, выражающиеся посредством слов и словосочетаний.
Суждение- совокупность понятий, отражающие связи и отношения между предметами и свойствами, выражающиеся в форме предложения.
Умозаключение- высшая форма абстрактного(рационального) мышления, представляющая собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основе законов логики.
Слайд 6Истина и ёё критерии.
Истина- результат познания.
Истина бывает относительной и абсолютной.
Относительная- истина, которая
![Истина и ёё критерии. Истина- результат познания. Истина бывает относительной и абсолютной.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/273018/slide-5.jpg)
может быть дополнена последующим познанием. Из относительных истин складывается абсолютная истина.
Абсолютная истина- это полное, исчерпывающие знание о сложном объекте.
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Существенно больше истин относительных.
Критерии истины: чувство, опыт, логика, этика, эстетика.
Главным критерием истины является практика.
Слайд 7Особенности научного познания.
Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно
![Особенности научного познания. Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/273018/slide-6.jpg)
отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания.
Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности.
Во-вторых обладает рационалистической обоснованностью.
В-третьих науке свойственна особая системность знания.
В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость.
В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами(события, физические процессы). На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.
Слайд 8Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico) (23.06.1668-20.01.1744)
Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает учение
![Джамбаттиста Вико (Giambattista Vico) (23.06.1668-20.01.1744) Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/273018/slide-7.jpg)
итальянского философа. Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История - это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от божественного откровения. Закономерность исторического процесса, в понимании Вико, подобна индивидуальному развитию человека.
Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.