prezentatsia (1)

Содержание

Слайд 2

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
Что поставят, то и кушай, а

Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Что поставят, то и кушай,
хозяина в доме слушай!
Чужая изба засидчива. На чужой лавке мягче сидится.
Изба красна углами, обед – пирогами.
В избе светло, а на дворе светлее.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Слайд 3

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом
новому принадлежим…

Слайд 4

Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на

Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на
большей части территориии (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами. Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковой ст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, - полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом.

Слайд 5

Выбор места для селения

Очень часто Боги говорили с людьми через свои священные

Выбор места для селения Очень часто Боги говорили с людьми через свои
изображения, в том числе указывали место, пригодное для поселений. Подобные обычаи выяснения божественной воли встречались не только у славянских народов…
Славяне пускали по реке резные столбы с изображением богов, куда прибьёт изваяния Богов – там и следует ставить новое поселение.
Считалось, что Боги, хранившие род, помогут в выборе достойного места для проживания.

Слайд 6

Выбор места для дома

Итак, Боги указывали людям мыс на озере или поляну

Выбор места для дома Итак, Боги указывали людям мыс на озере или
в лесу, но требовалось на этой обширной территории отыскать место для каждого дома.
Конечно, тот или иной уголок облюбовывали из практических соображений: чтобы не затапливало в паводок, чтобы было солнечно и не задували холодные ветры, чтобы поблизости была вода.
К тому же требовалось, чтобы место было «добрым».
Наши предки знали множество способов это проверить…

Слайд 7

Без единого гвоздя

Стук да звон! Стук да звон! – За поклоном – поклон. Звон

Без единого гвоздя Стук да звон! Стук да звон! – За поклоном
да стук! Звон да стук! – Только щепки – вокруг.

Слайд 8

Топо́р. Правописание этого слова без знания его этимологии не скоро установишь. Языковеды

Топо́р. Правописание этого слова без знания его этимологии не скоро установишь. Языковеды
связывают его с «топать»; как и «тяпать», глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». «Топор» — буквально «топало», «рубило». В его биографии замечателен один момент.

Слайд 9

Для строительства избы использовали особое соединение брёвен (показано на рис.).
Укладка обтёсанных

Для строительства избы использовали особое соединение брёвен (показано на рис.). Укладка обтёсанных
брёвен проводилась следующим способом. Отступив от края, делалась рубка до середины. Вырубка в бревне представляла канавку чашей округлой формы. В полученное лоно укладывалось поперечное бревно.

Такой способ крепления, у опытного мастера, позволял получить крепкую конструкцию, которая никуда не смещалась.
Фундамента в те времена не было, и сруб клался непосредственно на землю. В некоторых случаях под углы подтыкались камни или пни. А вот подпол был всегда. В нём держали птицу и скот, хранили припасы.

Слайд 10

Зодчий – др.-русск., церк.-слав. зьдъчии (зодчии) «гончар, строитель, каменщик», от зьдъ (зод)

Зодчий – др.-русск., церк.-слав. зьдъчии (зодчии) «гончар, строитель, каменщик», от зьдъ (зод)
«глина, кирпичная стена», зьдати (см. зидъ «стена», здание). (М. Фасмер)
Изба - древнерусское – истьба. Слово, возможно, заимствовано из немецкого языка - Stuba. Исходное значение слова – «постройка с печью, баня». Сравни: «истопка» – от «топить».
Хоромы и храм – «большой жилой дом богатого владельца». Первоначально Хором — «крыша, навес», затем — «дом, жилое помещение».

Слайд 11

Внутреннее устройство избы

Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров.

Внутреннее устройство избы Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150
Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким.

Слайд 12

Русская печь

Но самое главное, что печь - это было то место в

Русская печь Но самое главное, что печь - это было то место
доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).
Печь - от той же древней основы «пек», что и «пеку, печь», — место для печения, жарения пищи.

Дрова в печи развалились – к гостям.
Уголь из печи упал – гости на двор.
Огонь в печи погас – нечаянный гость.

Будь, как у себя дома. Будь, что дома: полезай на печь.
Кто сидел на печи, то уже не гость, а свой.
Что есть в печи, всё на стол мечи.

Слайд 13

Красный угол

Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — «красивый, прекрасный»;) святой угол,

Красный угол Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красьнъ — «красивый, прекрасный»;) святой угол,
передний угол, кутный угол (кут), большой, почётный, верхний угол, кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток.

Слайд 14

Бабий кут

Ба́бий кут (бабий у́гол, печно́й угол, куть, середа, теплюшка, чулан, солныш,

Бабий кут Ба́бий кут (бабий у́гол, печно́й угол, куть, середа, теплюшка, чулан,
шолнуша, шомыша, кухня) — пространство избы (хаты) между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы. В бабьем углу находились ручные жернова, судная лавка с посудой, надблюдники.

Слайд 15

Мужской угол (Коник)

«Коник» - в мужском углу лавка, оформленная в форме конской

Мужской угол (Коник) «Коник» - в мужском углу лавка, оформленная в форме конской головы.
головы.

Слайд 16

Полати

Полати – неотъемлемая часть внутреннего убранства деревенского дома. русской избы. Это широкий

Полати Полати – неотъемлемая часть внутреннего убранства деревенского дома. русской избы. Это
деревянный настил под потолком, на котором спали, как правило, дети. Полати были любимым местом детворы,

Слайд 17

Лавки

На лавках сидели, рукодельничали, на лавках спали мужчины и женщины, а на

Лавки На лавках сидели, рукодельничали, на лавках спали мужчины и женщины, а
печи – старики и дети.
Имя файла: prezentatsia-(1).pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0