Проблема человека в Философии

Содержание

Слайд 2

План лекции

1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и постклассической философии.
2.

План лекции 1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и постклассической
Сущность и существование человека.
3. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.
4. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.
5. Сознание человека как предмет философского осмысления
6. Аксиологические параметры бытия человека в мире.

Слайд 3

Литература источники

Леви-Стросс К. Структурная антропология.— М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
Проблема человека

Литература источники Леви-Стросс К. Структурная антропология.— М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С.Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова.— М.: Прогресс, 1988.
— 552 с.
Фромм Э. Человек для себя / Пер. с англ.— Минск: Коллегиум, 1992.—253 с.

Слайд 4

Литература исследования

Вульф К. Антропология: История, культура, философия / Пер с нем. - СПб.:

Литература исследования Вульф К. Антропология: История, культура, философия / Пер с нем.
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 269 с.
Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Пер СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.
Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - СПб: Лань, 1997.- 384 с.
Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки.— М.: Высшая школа, 1992.— 192 с.

Слайд 5

1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и постклассической философии.

Философская антропология

1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и постклассической философии. Философская
– фундаментальная наука о сущности человека, его происхождении,
физическом, психическом, духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах биологического, культурно-исторического, социального развития человека

Слайд 6

Философская антропология

в точном значении слова – течение западноевропейской, в особенности немецкой,

Философская антропология в точном значении слова – течение западноевропейской, в особенности немецкой,
философии 20-х годов ХХ в.
Основоположником философской (персоналистской) антропологии является немецкий философ М. ШЕЛЕР (1874-1928),
автор работы «Положение человека в Космосе»

Слайд 7

М. Шелер

Помыслил человека как единство микрокосма, микросоциума и микротеоса.
Показал человека как витального

М. Шелер Помыслил человека как единство микрокосма, микросоциума и микротеоса. Показал человека
и духовного
Сущность человека определил как духовную в триаде «тело-душа-дух»
«Человек – это существо, превосходящее само себя и мир»
(М. Шелер)

Слайд 8

Стратегии осмысления проблемы человека

В истории философии было выдвинуто несколько идей о человеке,

Стратегии осмысления проблемы человека В истории философии было выдвинуто несколько идей о
вокруг которых сформировались антропологические исследовательские программы:
1. Идея о человеке как Божьем творении. Религиозная антропология.
2. Идея о человеке как разумном существе (homo sapiens). Здесь человек наделяется свойством, которого нет в природе, но подчеркивается, что разум человека и мировой Логос обладают одной онтологической сутью (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Рационалистическая антропология

Слайд 9

Стратегии осмысления проблемы человека

3. Идея о человеке как социальном существе (К. Маркс).

Стратегии осмысления проблемы человека 3. Идея о человеке как социальном существе (К.
Социальная антропология
4. Идея о человеке как духовном существе (М. Шелер). Персоналистская антропология
5. Идея о человеке как экзистенциальном существе
(Ж.-П. Сартр). Экзистенциальная антропология

Слайд 10

Стратегии осмысления проблемы человека

6. Идея о человеке как существе, определяемом влечениями (Эпикур,

Стратегии осмысления проблемы человека 6. Идея о человеке как существе, определяемом влечениями

Ф. Бэкон, Ч. Дарвин, З. Фрейд). Натуралистическая антропология
7. Идея о человеке как «животном, заболевшем духом» (А. Шопенгауэр,
Ф. Ницше, А. Бергсон) и подверженном декадансу. Культурантропология
8. Идея сверхчеловека

Слайд 11

2. Сущность и существование человека

Многомерность феномена человека и его сущность выражаются в

2. Сущность и существование человека Многомерность феномена человека и его сущность выражаются
следующем
Человек обладает сознанием и самосознанием, языковым мышлением, общением и деятельностью.
Сущность человека проблематизирована в философии и науке.
Основные противоречия человека – между природой и культурой, цивилизацией и варварством, обществом и личностью, свободой и необходимостью, земным и небесным, телом и духом, разумом и чувствами, массовизацией и индивидуализацией, повседневностью и вечностью…

Слайд 12

Противоречивая сущность человека

дает основания для отрицательных его определений, в которых отмечается несводимость,

Противоречивая сущность человека дает основания для отрицательных его определений, в которых отмечается
неповторимость, непредсказуемость, незаменимость, непредопределенность невыразимость, безопорность человека и т.д.,
несмотря на то, что человек по определению живой, познающий, страдающий, любящий, верующий…

Слайд 13

Триадичная модель человека

Триадичная модель человека

Слайд 14

Многомерность феномена человека

Философия отмечает многомерность феномена человека, и поэтому требуется взаимодополнительность всех

Многомерность феномена человека Философия отмечает многомерность феномена человека, и поэтому требуется взаимодополнительность
подходов к изучению этого феномена.
Наука исследует конкретные аспекты сущности и существования человека
Философия предлагает интегральное видение человека, изучает его как индивидуальную проекцию природы и культуры, общества и духовности.

Слайд 15

3. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество.
Понятие личности
выражает интегральную социальную

3. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и общество. Понятие личности выражает
характеристику человека, предполагает изучение его вменяемости, роли и статуса, прав и обязанностей в конкретном социуме
Понятие ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ сориентировано на постижение уникальных свойств каждого человека, его идентичности и опыта свободы 
В классической философии принята триадичная модель человека в единстве тела, души и духа

Слайд 16

Личность и общество

Отношения личности и общества противоречивы. Могут быть конструктивными и деструктивными.

Личность и общество Отношения личности и общества противоречивы. Могут быть конструктивными и
Проявляются в ходе социализации и социальной адаптации. Социализация – путь приобретения личностью А) статуса, Б) роли, В) идентичности
Статус – позиция человека в обществе, которая определяет его права и обязанности. Статус бывает личностный и социальный; приписанный (от рождения) и достигнутый. Роль личности – ожидаемое поведение, связанное со статусом. Отмечают ожидания формальные (по законам и этикету), неформальные, девиации (отклонения от нормы)
2 стадии социализации: А) адаптация к социальной среде и ее нормам, к роялям и функциям; Б) интериоризация (убеждения и приоритеты) и экстериоризация (поступки). 3 периода социализа-ции: дотрудовой, трудовой, послетрудовой

Слайд 17

Личность в системе социальных коммуникаций

Для этого взаимодействия характерна проблема поиска идентичности
Идентичность как

Личность в системе социальных коммуникаций Для этого взаимодействия характерна проблема поиска идентичности
самоосознание раскрывает 4 личностных «Я»: Реальное (действительное), идеальное, отраженное другими людьми, ретроспективное и перспективное (прошлое и будущее)
Поиск идентичности зачастую выражается как расколотое «Я» и девиации

Слайд 18

Типология личности

В контексте социальной детерминации
различают эти и другие типы личности
по классовой принадлежности

Типология личности В контексте социальной детерминации различают эти и другие типы личности
(К. Маркс)
плодотворный и неплодотворный
(Э. Фромм)
экстраверт и интроверт (К. Юнг)
манипулятор и актуализатор (Д. Карнеги и Э. Шостром)
эгоисты, альтруисты, справедливые (Хэтфилд, Хьюсман)
философы, художники, святые (Ф. Ницше)

Слайд 19

4. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

Важнейшими концепциями происхождения человека

4. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза. Важнейшими концепциями происхождения человека
выступают следующие теории:
1. Креационистская
2. Эволюционная теория антропогенеза
(Ч. Дарвин) редуцирует феномен человека к его физической организации
3. Трудовая теория антропогенеза
(Ф. Энгельс) указывает на природно-биологические и социальные факторы происхождения человека

Слайд 20

Основные концепции антропогенеза

4. Игровая модель антропогенеза
(Й. Хейзинга) рассматривает символические формы деятельности человека
5.

Основные концепции антропогенеза 4. Игровая модель антропогенеза (Й. Хейзинга) рассматривает символические формы
Психоаналитическая концепция
(З. Фрейд) связывает появление человека с табуированием бытия
6. Семиотическая модель трактует человека как единственное существо, способное к построению знаковых систем, основой которых является язык
7. Уфологическая гипотеза антропогенеза

Слайд 21

Таким образом,

Многомерность феномена человека выражается в его духовной сущности и противоречиях, в

Таким образом, Многомерность феномена человека выражается в его духовной сущности и противоречиях,
социальности личности и самоценности индивидуальности.
Человек обладает сознанием и самосознанием, языковым мышлением, общением и деятельностью, посредством которой преобразует мир

Слайд 22

5. Сознание человека как предмет философского осмысления

Категория сознания имеет мировоззрен-ческий статус, т.е.

5. Сознание человека как предмет философского осмысления Категория сознания имеет мировоззрен-ческий статус,
определяет классическую и постклассическую парадигмы философии
Сознание – это философская категория для обозначения высшей формы социального отражения действительности человеком, субъективный (идеальный) образ объективного мира

Слайд 23

Существенными признаками сознания являются

социальность,
идеальность и субъективность, избирательность и уникальность,
рефлексия и

Существенными признаками сознания являются социальность, идеальность и субъективность, избирательность и уникальность, рефлексия
целеполагание,
активность и творчество,
языковая форма выражения,
проявление в деятельности и общении

Слайд 24

Традиции исследования сознания

1. Субстанциальная традиция:
сознание человека связано с духовностью мироздания (Атман,

Традиции исследования сознания 1. Субстанциальная традиция: сознание человека связано с духовностью мироздания
Пуруша, Дао, Логос, вечные идеи, cogito, абсолютный дух, структуры значений)
2. Атрибутивная (функционалистская) традиция:
сознание человека является свойством высокоорганизованной материи (мозга), которое выражается в способности отражать действительность в форме идеальных образов.

Слайд 25

Традиции исследования сознания

3. Экзистенциально-феноменологическая традиция акцентирует приоритет сознания человека (Э. Гуссерль, М.

Традиции исследования сознания 3. Экзистенциально-феноменологическая традиция акцентирует приоритет сознания человека (Э. Гуссерль,
Шелер,
М. Хайдеггер)
4. Психоаналитическая традиция отмечает приоритет бессознательного
(З. Фрейд, К. Юнг)

Слайд 26

Традиции исследования сознания

5. Культурно-историческая традиция: сознание является деятельностью по преобразованию мира
6. Социокультурная

Традиции исследования сознания 5. Культурно-историческая традиция: сознание является деятельностью по преобразованию мира
традиция: сознание многомерно, имеет различные уровни и проекции. Атрибутивна также связь сознания с языком.

Слайд 27

Два подхода к исследованию сознания

Классический подход выражается в философском кредо Р. Декарта

Два подхода к исследованию сознания Классический подход выражается в философском кредо Р.

«Cogito ergo sum» с акцентированием Cogito
Постклассический подход к исследованию сознания акцентирует sum, т.е. факт существования сознания в жизненном мире человека и человечества

Слайд 28

В современной философии разрабатывают проблемы

Бессознательного
Искусственного интеллекта
Виртуального сознания
Общественного сознания

В современной философии разрабатывают проблемы Бессознательного Искусственного интеллекта Виртуального сознания Общественного сознания

Слайд 29

Проблема бессознательного получила разработку в философии психоанализа

Бессознательное – это вытесненное из сознания или

Проблема бессознательного получила разработку в философии психоанализа Бессознательное – это вытесненное из
не представленное в нем. «Все иррациональное по принципу удовольствия»: инстинкты, сновидения, комплексы, безумие, измененное или расширенное сознание…
З. Фрейд: топографический и динамический подход к изучению бессознательного
К. Юнг: архетип как образ коллективного бессознательного

Слайд 30

Сознание и язык: 3 парадигмы взаимосвязи: семиотический подход

1. Классика (семантика) раскрывает онтологический и этимологический

Сознание и язык: 3 парадигмы взаимосвязи: семиотический подход 1. Классика (семантика) раскрывает
статус языка как материальной оболочки мысли.
2. Неклассика (синтаксис) показывает гносеологический статус языка, опосредованную связь языка и мышления
в контексте понимания и интерпретации.
3. Постнеклассика (прагматика) рассматривает язык как самодостаточную реальность в контексте языковой игры

Слайд 31

Уровни индивидуального сознания

1. Чувственно-эмоциональный
2. Интуитивно-волевой
3. Рационально-дискурсивный
4. Духовный
ПРОЕКЦИИ СОЗНАНИЯ:
1.

Уровни индивидуального сознания 1. Чувственно-эмоциональный 2. Интуитивно-волевой 3. Рационально-дискурсивный 4. Духовный ПРОЕКЦИИ
Когнитивная
2. Аксиологическая
3. Регулятивная

Слайд 32

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Слайд 33

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ)

Наука Философия Религия
Мораль Искусство Мифология
Политика Право
Закреплены социальными институтами

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ) Наука Философия Религия Мораль Искусство Мифология Политика
(за исключением мифологии). Выражают (соответственно) теоретическое, духовное, нормативное, познание
Имеют собственную идеологию и психологию

Слайд 34

6. Аксиологические параметры бытия человека в мире

Аксиология учит о ценностях и экзистенциалах

6. Аксиологические параметры бытия человека в мире Аксиология учит о ценностях и
бытия человека в мире
Ценности – это объективно-субъективные установки, соединяющие общезначимость выбора и индивидуальные оценки
Экзистенциалы – жизненные смыслы опыта человека
«Человек проблематичен сам для себя . Он не знает, что он такое, но знает, что он этого не знает» (М. Шелер)

Слайд 35

Структура философской аксиологии

1. Базовые ценности телесности: удовольствие и страдание, страх, агрессия, стыд,

Структура философской аксиологии 1. Базовые ценности телесности: удовольствие и страдание, страх, агрессия,
смех…
2. Высшие ценности: добро, совесть, истина, красота, вера…
3. Экзистенциалы: жизнь и смерть (смысл жизни и смысл смерти), свобода, любовь, духовность
4. Социокультурные модусы: семья и образование, деятельность и общение, справедливость и власть

Слайд 36

Проблема смысла жизни. Векторы осмысления:

Трансцендентный и сакральный
«Земной»: внешний и внутренний, «иметь или

Проблема смысла жизни. Векторы осмысления: Трансцендентный и сакральный «Земной»: внешний и внутренний,
быть» (Э. Фромм)
Целевой
Самоценный
Смысл смерти:
драматическое угасание «микрокосмоса» человека, переживание «связи времен» и ценности жизни, чувство сострадания
Бессмертие:
«То, что не умирает, то не живет»

Слайд 37

Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека

Свобода как осознанная необходимость
(Б.

Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека Свобода как осознанная необходимость
Спиноза)
Свобода как ответственность
(Ж.-П. Сартр)
«Негативная свобода» и «бегство от свободы»; «Позитивная свобода» и плодотворность личности (Э. Фромм)

Слайд 38

Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации

Философская антропология в условиях глобализации осмысливает
-

Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации Философская антропология в условиях глобализации
предельный (экзистенциальный) и
запредельный (духовный) опыт стояния человека на границе небытия
Человек - всегда познающий, страдающий, любящий, верующий. При этом важно жить, а не выживать 
Увы, вопросы, а не ответы, являются сущностью человека. Он по-прежнему остается проблемой сам для себя
Имя файла: Проблема-человека-в-Философии-.pptx
Количество просмотров: 871
Количество скачиваний: 1