Проблема человека в философии и науке

Содержание

Слайд 2

Философская антропология

Под философской антропологией понимается учение о человеческом бытии, человеке как носителе

Философская антропология Под философской антропологией понимается учение о человеческом бытии, человеке как
сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности.
Основные вопросы философской антропологии:
В чем сущность человека?
Каково происхождение человека как социального существа?
Под влиянием каких факторов человек формируется как личность?
Как соотносятся между собой личность и общество? Какова степень свободы личности в обществе?
В чем смысл человеческого существования?

Слайд 3

Проблема человека в античной философии

В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как

Проблема человека в античной философии В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается
часть единой природы (космоса).
Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.
Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела.

Слайд 4

Проблема человека в средневековой философии

В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек

Проблема человека в средневековой философии В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма
рассматривается как творение Бога.
В иерархии созданных Богом творений человек занимает особое место:
с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов;
с другой стороны – он рассматривается как испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо.
Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом.
Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение.

Слайд 5

Проблема человека в философии Возрождения

В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек

Проблема человека в философии Возрождения В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма
рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя.
Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.

Слайд 6

Проблема человека в философии Нового времени

В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается

Проблема человека в философии Нового времени В соответствии с принципом рационализма человек
в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.
Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.

Слайд 7

Проблема человека в неклассической философии

Натуралистический подход
(философия жизни, фрейдизм)
Социологический подход
(марксизм,

Проблема человека в неклассической философии Натуралистический подход (философия жизни, фрейдизм) Социологический подход
структурализм)
Экзистенциальный подход
(экзистенциализм, феноменология)

Слайд 8

Проблема человека в неклассической философии

Натуралистический подход :
Человек рассматривается как элемент

Проблема человека в неклассической философии Натуралистический подход : Человек рассматривается как элемент
природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего такого, что невозможно было бы в других природных образованиях.
Сущность человека определяется его объективными факторами – сферой биологического, бессознательного.

Слайд 9

Проблема человека в неклассической философии

Социологический подход:
Человек рассматривается как совокупность социальных

Проблема человека в неклассической философии Социологический подход: Человек рассматривается как совокупность социальных
отношений, которые создают его и обуславливают его сущность. Природа человека изменяется в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»).

Слайд 10

Проблема человека в неклассической философии

Экзистенциальный подход:
Существование каждого отдельного человека уникально и

Проблема человека в неклассической философии Экзистенциальный подход: Существование каждого отдельного человека уникально
неповторимо. У человека нет никакой определенной сущности. Каждый человек в процессе деятельности сам создает свою сущность, отличную от сущности других людей.

Слайд 11

Проблема антропогенеза и антропосоциогенеза

Антропогенез - процесс происхождения и развития человека как особого

Проблема антропогенеза и антропосоциогенеза Антропогенез - процесс происхождения и развития человека как
биологического вида.
Антропосоциогенез - процесс происхождения и развития человека как социального существа.

Слайд 12

Проблема антропогенеза

Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога.
Уфологический подход отстаивает идею

Проблема антропогенеза Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога. Уфологический подход отстаивает
неземного, космического происхождения человека.
Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.

Слайд 13

Проблема антропосоциогенеза

Основные концепции:
Трудовая
Игровая
Психоаналитическая
Семиотическая

Проблема антропосоциогенеза Основные концепции: Трудовая Игровая Психоаналитическая Семиотическая

Слайд 14

Трудовая концепция (Ф.Энгельс)

Источником формирования человека как социального существа является труд.
Труд как

Трудовая концепция (Ф.Энгельс) Источником формирования человека как социального существа является труд. Труд
целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта привели к переходу от первобытного стада к обществу, основанному на социальных связях.
Отношения, складывающиеся в процессе труда и в результате присвоения и распределения продуктов труда, лежали в основе первых норм морали и первых форм социальной организации.
Необходимость достаточно сложной коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи.

Слайд 15

Игровая концепция (Й.Хёйзинга)

Источником формирования человека как социального существа является игра.
Игра рассматривается

Игровая концепция (Й.Хёйзинга) Источником формирования человека как социального существа является игра. Игра
как форма свободной творческой активности в отличие от труда и повседневности, подчиненных требованиям практической целесообразности.
В игре человек временно может реализовать свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от повседневных забот, вместе с тем подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры выступают особые правила и пространство, в пределах которого действуют эти правила.
Все формы человеческого общества и культуры возникают в результате игры (например, религиозные культы – игра-представление, война – игра-состязание и т.д.).

Слайд 16

Психоаналитическая концепция (З. Фрейд):

Источником формирования человека как социального существа является механизм сублимации,

Психоаналитическая концепция (З. Фрейд): Источником формирования человека как социального существа является механизм
т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в созидательную деятельность.
Все формы общества и культуры возникают в результате возникновения у людей коллективных психологических комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и деятельности.

Слайд 17

Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс)

Источником формирования человека как социального существа является язык.
Язык

Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс) Источником формирования человека как социального существа является язык.
выступает универсальным посредником между миром и человеком. Человек воспринимает действительность только при помощи языка.
Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. Возникновение различных форм культуры и общества стало возможным в результате формирования речи.

Слайд 18

Соотношение биологического и социального в человеке

3 подхода к решению проблемы:
Биологизаторский: Абсолютизация биологической

Соотношение биологического и социального в человеке 3 подхода к решению проблемы: Биологизаторский:
стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.
Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.
Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.

Слайд 19

Взаимосвязь биологического и социального в человеке

Взаимосвязь биологического и социального в человеке

Слайд 20

Индивид, индивидуальность, личность

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида

Индивид, индивидуальность, личность Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель
Нomo sapiens.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в неповторимых чертах темперамента, характера, в специфики интересов, потребностей, способностей.
Личность – это человек в совокупности его социальных качеств. Личность рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий.

Слайд 21

Структура личности (психологический подход)

- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его

Структура личности (психологический подход) - темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей
нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);
- характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);
- способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);
- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);
- самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).

Слайд 22

Взаимоотношение личности и общества

Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы социальных норм

Взаимоотношение личности и общества Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы социальных
и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.
Социализация - это процесс становления личности.

Слайд 23

Виды социализации:

направленная (воспитание, образование);
стихийная (общение с ближайшим окружением).

Виды социализации: направленная (воспитание, образование); стихийная (общение с ближайшим окружением).
Имя файла: Проблема-человека-в-философии-и-науке-.pptx
Количество просмотров: 1367
Количество скачиваний: 26