Содержание
- 2. В масоретском тексте тетраграмма имеет начертание, которое без всяких затруднений можно прочитать как Jehovah; так это
- 3. В настоящее время можно, однако, положительно утверждать, что форма Jehovah была известна и прежде Галатина. Следы
- 4. В первое время6 еще применявший к тетраграмме обычное произношение, позднее, при разработке еврейской грамматики, названный ученый
- 5. С грамматической точки зрения чтение Jehovah не может быть признано правильным по следующим соображениям. Справедливо, конечно,
- 6. Таким путем, впрочем, только косвенно намечаются признаки подлинного имени, скрывающегося за Ketib’oм тетраграммы. Но в том
- 7. Еще более ясное обоснование правильности такого понимания масоретского чтения тетраграммы представляет литература патристическая и талмудическая. В
- 8. Но раз масоретское Jehovah указывает на необходимость чтения Adonaj вместо тетраграммы, то сам собою возникает вопрос
- 9. разумения, не выражает подлинного чтения тетраграммы, то каково же это подлинное чтение тетраграммы? На чисто филологической
- 10. Из всего же сказанного в данной главе о произношении тетраграммы, думается, вполне можно сделать вывод, что
- 11. Значение тетраграммы В каждом имени божественном можно различать двоякий смысл: этимологический и богословский. Первый обусловливается грамматическим
- 12. Для определения грамматического смысла имени необходимо установить: значение лежащего в его основе корня и грамматическую форму
- 13. Но в действительности и фактическая сторона дела здесь эволюционистами представляется неправильно. С решительностию можно сказать, что
- 14. Гораздо серьезнее возникающий на той же почве грамматического рассмотрения имени другой вопрос, – это вопрос о
- 15. Тетраграмма, бесспорно, по его мнению, указывает на божественное бытие; но самое это бытие может быть рассматриваемо
- 16. Сообразно с этим, вместо исконного ὁ ὤν [Сущий], которое находим еще у LXX в Исх. 3:14,
- 17. Но если религиозному самосознанию человека живое ощущение Сущего сказывается непосредственно, то дело логического анализа указать точно
- 18. Так естественно в библейском воззрении с представлением Бога как Самосущей личности связывается представление Его и как
- 19. До торжественного провозглашения тетраграммы как собственного для Ветхого Завета имени Божия у евреев были употребляемы имена
- 20. В самом имени Elohim формально выражена, конечно, только идея множественности. Единство этой множественности для монотеистического сознания
- 21. El Schaddaj собственно значит Бог всесильный или могущественный. Филологически, таким образом, имя это не выражает ничего
- 23. Скачать презентацию
Слайд 2В масоретском тексте тетраграмма имеет начертание, которое без всяких затруднений можно прочитать
В масоретском тексте тетраграмма имеет начертание, которое без всяких затруднений можно прочитать
Впервые встречается оно в литературе средневековой. Первое документальное засвидетельствование этого чтения, до сих пор1 находили у современника реформации, духовника папы Льва X, францисканца Галатина. Основанием служило то обстоятельство, что у Галатина в сочинении: «De arcanis catholicae veritatis» чтение это, действительно, защищается как против чтения Jova, так и против обычая заменять его в произношении именем Adonaj.
Слайд 3В настоящее время можно, однако, положительно утверждать, что форма Jehovah была известна
В настоящее время можно, однако, положительно утверждать, что форма Jehovah была известна
Слайд 4В первое время6 еще применявший к тетраграмме обычное произношение, позднее, при разработке еврейской
В первое время6 еще применявший к тетраграмме обычное произношение, позднее, при разработке еврейской
В русской литературе по вопросу о чтении тетраграммы до сих пор не видно полной определенности. Только представители общей науки без всяких колебаний пользуются формою Jahveh. Но в богословской литературе к опытам восстановления подлинного чтения тетраграммы высказывается некоторого рода недоверие. В 1872 году небезызвестный знаток арабского языка и переводчик Корана на русский язык, казанский профессор Саблуков, в своем труде «Сличение мохаммеданского учения о именах Божиих с христианским о них учением» целый трактат посвящает доказательству подлинности чтения Jehovah.
Слайд 5С грамматической точки зрения чтение Jehovah не может быть признано правильным по
С грамматической точки зрения чтение Jehovah не может быть признано правильным по
Слайд 6 Таким путем, впрочем, только косвенно намечаются признаки подлинного имени, скрывающегося за Ketib’oм
Таким путем, впрочем, только косвенно намечаются признаки подлинного имени, скрывающегося за Ketib’oм
Данное явление можно объяснить только тем, что само по себе масоретское Jehovah требует чтения Adonaj. А потому, когда к нему присоединялось другое, подлинное Adonaj, неизбежно получалась тавтология. В целях избежания последней масоретами здесь потому и предлагается читать вместо тетраграммы Elohim.
Слайд 7 Еще более ясное обоснование правильности такого понимания масоретского чтения тетраграммы представляет литература
Еще более ясное обоснование правильности такого понимания масоретского чтения тетраграммы представляет литература
И Ориген, и Иероним переняли такое чтение, конечно, от иудеев. Если мы обратимся к иудейской раввинистической литературе, то увидим здесь часто повторяемое относительно тетраграммы правило: «пишется jod he (т. е. тетраграмма), читается – aleph daleth (т. е. Adonaj)». Таких мест в раввинистической литературе много. В практике еврейской чтение Adonaj проходит на всем протяжении христианской истории до самых последних времен.
Слайд 8Но раз масоретское Jehovah указывает на необходимость чтения Adonaj вместо тетраграммы, то
Но раз масоретское Jehovah указывает на необходимость чтения Adonaj вместо тетраграммы, то
Что такого рода раввинистические гадания не заслуживают опровержения, это и без доказательств понятно. Казалось бы, более исторического правдоподобия имеет другое иудейское предание, так же с точностью указывающее время обычая не произносить тетраграмму. Оно связывает обычай этот с именем первосвященника Симона Праведного (жившего в III веке до Р. Хр.), по смерти которого священники будто бы перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужебном употреблении.
Слайд 9разумения, не выражает подлинного чтения тетраграммы, то каково же это подлинное чтение
разумения, не выражает подлинного чтения тетраграммы, то каково же это подлинное чтение
На чисто филологической почве вопрос этот с достоверностию решен быть не может. С филологической точки зрения в равной мере возможными представляются два чтения: Jahvah и Jahveh. По счастию, выбор между этими двумя чтениями оказывается возможным на почве исторической.
Исторические данные, сюда относящиеся, двоякого рода. Одни из них принадлежат определенным, исторически известным, авторам языческой и христианской древности; другие – анонимной, так называемой, магической литературе.
Слайд 10Из всего же сказанного в данной главе о произношении тетраграммы, думается, вполне
Из всего же сказанного в данной главе о произношении тетраграммы, думается, вполне
Слайд 11Значение тетраграммы
В каждом имени божественном можно различать двоякий смысл: этимологический и богословский.
Значение тетраграммы
В каждом имени божественном можно различать двоякий смысл: этимологический и богословский.
Первый обусловливается грамматическим происхождением имени, второй – религиозным мировоззрением народа, влагающим в условно-грамматические формы определенное жизненно-богословское значение. Между двумя этими значениями имен божественных может существовать отношение различное до противоположности. Богословское значение может здесь развиваться на основе этимологического и, с возрастающим историческим опытом народа, постепенно обогащать его своим содержанием. Но может между ними такой связи и не быть. Тогда с утратой первоначального грамматического смысла имя становится совершенно условным символом известного религиозного мировоззрения. В отношении к тетраграмме, таким образом, задача раскрыть не только грамматическое ее значение, но и богословское с определением между ними взаимного отношения.
Слайд 12Для определения грамматического смысла имени необходимо установить: значение лежащего в его основе
Для определения грамматического смысла имени необходимо установить: значение лежащего в его основе
В обоих этих отношениях по поводу тетраграммы, строго говоря, не должно бы возникать никаких недоразумений. Мы имеем авторитетное объяснение имени, данное Моисею при известном хоривском Богоявлении, в котором грамматический смысл его раскрывается с достаточной ясностию. Посылаемый на дело освобождения народа израильского из рабства египетского, Моисей высказывает недоумение Господу: что сказать народу, если тот спросит его о Боге, во имя Которого он выступает теперь пред ним, в качестве его освободителя? Со стороны божественной на это недоумение получается такой ответ. «Я есмь Сущий… Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам» (Исх. 3:14). В приведенных божественных словах тетраграмма, как это видно из еврейского текста, поясняется глаголом [hайа] быть, взятым в форме Qal во втором аористе*. Уже одно это место, независимо от других соображений, представляет довольно твердое основание для того, чтобы понимать тетраграмму как второ-аористное qal-ное образование от глагола [hайа], только в его более древней, первоначальной форме [хава].
Слайд 13Но в действительности и фактическая сторона дела здесь эволюционистами представляется неправильно. С
Но в действительности и фактическая сторона дела здесь эволюционистами представляется неправильно. С
Применительно к настоящему случаю это будет значить, что раз речь идет о глаголе הָוָה [хава] библейском, то и значение его должно определяться именно еврейским, а не каким-либо другим словоупотреблением. Эта совершенно ясная истина с какою-то непостижимою легкостию обходится представителями точной науки. Между тем на почве библейского словоупотребления глаголу הָוָה [хава] никакого другого значения, кроме значения быть, существовать, усвоено быть не может.
Слайд 14Гораздо серьезнее возникающий на той же почве грамматического рассмотрения имени другой вопрос,
Гораздо серьезнее возникающий на той же почве грамматического рассмотрения имени другой вопрос,
Но можно привести соображение, доказывающее и безусловную его необходимость. Этот вопрос сам собою решается на почве действительного словоупотребления – библейского и талмудического. Последнее представляет нам то замечательное явление, что от глаголов הָוָה [хава] и הָיָה [hайа] форма Hiphil здесь совершенно не употребляется. Это явление наблюдается и в языке сирийском. Здесь если и встречается соответствующая еврейской Hiphil форма Aphel, то только в позднейшей литературе99. Очевидно, она представляет произведение чисто книжного свойства, а не живой исконной речи народной.
Слайд 15Тетраграмма, бесспорно, по его мнению, указывает на божественное бытие; но самое это
Тетраграмма, бесспорно, по его мнению, указывает на божественное бытие; но самое это
Первым в историческом порядке здесь является толкование, высказанное уже Гуссетом, но продолжающее находить себе сторонников и в настоящее время, особенно в литературе английской. Ключ к раскрытию богословского смысла тетраграммы понимание это усматривает в известном хоривском истолковании тетраграммы, которое здесь понимается своеобразно. Глагол אהיה [‘эhъйе] в выражении אהיה אשר אהיה [‘эhъйе ‘ашер ‘эhъйе], по этому воззрению, нужно понимать относительно и, в частности, относить к будущему времени. Все выражения оттого получает смысл: «Я буду, чем Мне следует быть», т. е. проявлю Себя в свое время в известном отношении к человечеству.
Слайд 16Сообразно с этим, вместо исконного ὁ ὤν [Сущий], которое находим еще у LXX в Исх. 3:14, тетраграмма
Сообразно с этим, вместо исконного ὁ ὤν [Сущий], которое находим еще у LXX в Исх. 3:14, тетраграмма
По всему сказанному, истинное значение тетраграммы будет то, что абсолютное в ней определяется не как бытие абстрактно-метафизическое и не как простое отношение, а как субъект, проявляющийся в отношении, т. е. как Бог Сущий114.
Слайд 17Но если религиозному самосознанию человека живое ощущение Сущего сказывается непосредственно, то дело
Но если религиозному самосознанию человека живое ощущение Сущего сказывается непосредственно, то дело
Выражение этой истины в тетраграмме засвидетельствовано хоривским изъяснением тетраграммы. Много116рассуждали и рассуждают о значении этого места, но истинный смысл его составляет, как нам кажется, самоутверждение Богом Себя как абсолютной личности. «Я есмь, Который есмь», т. е. Я имею бытие независимо ни от чего, Сам в Себе, и в нем самоопределяюсь так же независимо ни от чего, исключительно Сам Собою.
Слайд 18Так естественно в библейском воззрении с представлением Бога как Самосущей личности связывается
Так естественно в библейском воззрении с представлением Бога как Самосущей личности связывается
Из сказанного, наконец, становится понятным и то, почему впервые в свойстве Сущего Господь, по авторитетному собственному Его же заявлению, познан был только с началом событий исхода, хотя самое имя, как увидим, известно было еще патриархам. Здесь впервые домостроительно было попущено такое бедственное существование, из которого человек не мог освободиться собственными силами, но освобожден был самим Богом. И это освобождение по существу своему не было освобождением от космической бедственности для космического благополучия. Напротив, человек с этого времени принципиально отказывается от чисто космического существования, подчиняя это существование нормам той святой воли Божией, конечную цель которой составляет совершенное очищение человека от греха и введение его в жизнь Божию.
Слайд 19До торжественного провозглашения тетраграммы как собственного для Ветхого Завета имени Божия у
До торжественного провозглашения тетраграммы как собственного для Ветхого Завета имени Божия у
Слайд 20В самом имени Elohim формально выражена, конечно, только идея множественности. Единство этой
В самом имени Elohim формально выражена, конечно, только идея множественности. Единство этой
Из сказанного видно, что рассматриваемые в свете целостного библейского мировоззрения имена божественные Jahveh и Elohim обозначают две особые сферы Божественного мироправления – regnum gratiae [царство благодати] и regnum naturae [царство природы]. Исторически познание Бога в качестве Владыки природы, как доступное для всякого человека, не утратившего живое чувство Бога, бесспорно, характеризует Богопознание уже с самых первых времен патриархального периода.
Слайд 21El Schaddaj собственно значит Бог всесильный или могущественный. Филологически, таким образом, имя это не выражает
El Schaddaj собственно значит Бог всесильный или могущественный. Филологически, таким образом, имя это не выражает