Психология творческой деятельности. Лекция 3. Творческий процесс

Слайд 2

Лекция 3 Творческий процесс

Творчество как процесс.
Уровни протекания творческого процесса.
Фазы творческого

Лекция 3 Творческий процесс Творчество как процесс. Уровни протекания творческого процесса. Фазы
процесса.
Типа формирования творчества.
5.Этапы творческого процесса.
6. Пути решения задач.
7. Особенности творческой организации.

Слайд 4

Уровни протекания творческого процесса
Единицей отсчета разных уровней протекания творчества является сознание как

Уровни протекания творческого процесса Единицей отсчета разных уровней протекания творчества является сознание
главный регулятор психических процессов и «инструмента» разума.
Творчество как процесс происходит на разных уровнях: бессознательном, подсознания, сознания и сверхсознания.
психическое базируется на глубинных законах жизни, этапах эволюци1.Бессознательное онного процесса и генетической памяти, в которой хранится предшествующий опыт. Например, все индивидуальное развитие (начиная с утробного) повторяет филогенез как поэтапное развитие человечества.
2. Подсознание создает стереотипы мышления, поведения, отношений, устойчивые характеристики личности, которые стандартно проявляются при определенных ситуациях. Вместе с тем оно очень «верит сознанию», считая, что если человек осознает себя «нетворческим», то подсознание верит этому и блокирует творчество.

Слайд 5

3. Сознание и подсознание работают синхронно в состоянии бодрствования. Сознательная форма творчества

3. Сознание и подсознание работают синхронно в состоянии бодрствования. Сознательная форма творчества
имеет свой, особый инструмент — логические операции. Эти операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, а также умозаключения — направленные на познание реальности, приводят не только к открытию в ней новых закономерностей, но и к изобретению, к созданию некоторого нового продукта.
4. Сверхсознание - неосознаваемые первоначальные этапы любого вида творчества, рождения гениальных догадок, внезапных озарений». Оно совмещает все уровни работы мозга до уровня интуиции, т. е. одномоментного познания целого и сущного. По мнению ученых, сверхсознание интегрирует в себе работу бессознательного, подсознания, что позволяет сознанию подключиться к ноосфере как форме существования разума и получать оттуда необходимую информацию.

Слайд 6

Фазы творческого процесса

Первая фаза — пусковая, характеризуется интел­лектуальной инициативой или умением самостоятель­но видеть и ставить

Фазы творческого процесса Первая фаза — пусковая, характеризуется интел­лектуальной инициативой или умением
проблемы. В этой фазе, которая называется еще и подготовительной, проявляются ин­дивидуальная готовность к творчеству, развитость по­знавательных процессов, эмоциональная и рациональ­ная способность к контакту с миром, потребность в напряженной деятельности. Все требования данной фазы являются программой развития творческих спо­собностей, целевой матрицей этого процесса. Началом побуждения к построению программы являются внут­ренние и внешние факторы, в зависимости от которых протекает подготовительный процесс, продуктом которого является рождение идеи, замысла.
Вторая фаза — поисковая, начинается с острого желания воплотить задуманное, протекает в поиске средств для его осуществления и кончается их нахож­дением, принятием решения относительно конкретных способов воплощения.
Третья фаза — исполнительная, реализация заду­манного в действиях, контроле за промежуточными результатами и коррекции способов выполнения, кри­тической оценки продукта.

Слайд 7

Типа формирования творчества
Первый тип — формирование сознания под пре­обладающим влиянием социальной среды. Такой

Типа формирования творчества Первый тип — формирование сознания под пре­обладающим влиянием социальной
тип сознания является преобладающим в человеческом обществе и называется «полезависимым» и нетворчес­ким. Однако если социальная среда ориентирует чело­века на творческий поиск, вынуждает к нему, то по­тенциальные созидательные возможности начинают актуализироваться в деятельности.
Второй тип — независим от среды, более близок к спонтанному творчеству. Однако формирование со­знания без учета социальных факторов приводит к пре­обладанию тенденции в творчестве к самоутвержде­нию, часто не совпадающему с основной функцией искусства — приобщения ко всеобщему.
Третий тип — взаимодействия и сотрудничества со средой, приобщения к инновационному процессу. Именно такое сознание было у великих творцов раз­ных эпох.