Содержание
- 3. Художник Субботин-Пермяк в авангарде живописи пермский вариант футуризма «как знак всемирной динамики»
- 4. Пётр Иванович Субботин родился 06.12.1886 г. в селе Кудымкар (сегодня это административный центр Коми-Пермяцкого округа Пермского
- 5. . Пётр обладал приятным голосом и часто выступал на ученических вечерах. На одном из таких концертов
- 6. Поэт - футурист Василий Каменский O молодом Субботине-Пеpмяке: «Это был совсем особенный человек. B первый раз
- 7. . Пётр находил себе разнообразную работу: переписывал бумаги, чертил, рисовал, давал уроки, пел в хоре. Вместе
- 8. Через 7 лет он заканчивает училище и остаётся в качестве преподавателя. Перевозит в Москву свою семью,
- 9. Дипломной работой в 1914 г. Петра Ивановича на звание художника было панно «Песня Перуну», получившее на
- 10. По окончании «Строгановски» получил звание xудожника-пpaктикa-живописцa-декораторa первого разряда. Дирекция училища, присудив ему «Золотую медаль», премировала его
- 11. В 1919-м получил заказ на оформление Москвы к первой годовщине со дня образования Красной Армии. В
- 12. Сперва он обосновался в Усолье, где организовал театральные мастерские. И добился успеха - местная труппа получила
- 13. Ездил зимой на санях с лошадью, летом сплавлялся на пароходе. Какая это была самоотверженность: ему нужно
- 14. Накануне нового года он выскaзал желание увидеть своих детeй (у них было две дочки и сын)
- 15. А то, что происходило после смерти художника, иначе как мистикой не назовешь. К 40-м годам прошлого
- 16. В Кудымкаре установлен памятник П.И. Субботину-Пермяку на площадке около здания краеведческого музея, носящего его имя. Фигура
- 17. «Купальщицы» холст; масло 1920- 19922 г.г Натюрморт с булками и посудой холст; масло 1921 г. «Ты
- 19. Скачать презентацию
Слайд 3Художник Субботин-Пермяк
в авангарде живописи
пермский вариант футуризма
«как знак всемирной динамики»
Художник Субботин-Пермяк
в авангарде живописи
пермский вариант футуризма
«как знак всемирной динамики»
Слайд 4 Пётр Иванович Субботин родился 06.12.1886 г. в селе Кудымкар
(сегодня это
Пётр Иванович Субботин родился 06.12.1886 г. в селе Кудымкар
(сегодня это
Его отец, Иван Васильевич Субботин, работал на мельнице у Строгановых.
Мать, Мария Пименовна, была из коми-пермяцких крестьян.
У них было 9 детей.
У
В 1898 г., после успешного окончания начальной школы в Кудымкаре,
Петра отправили в Пермь для поступления в реальное училище,
на 6 класс переводят в Вятское реальное училище и через год возвращают в Пермь.
Иван Васильевич разорился и по состоянию своего здоровья оставил работу у Строгановых,
обнищал и не мог посылать деньги сыну.
Петру пришлось зарабатывать уроками рисования да пением в церковных хорах.
.
Дом , в котором жил будущий художник
Петя особенно был привязан к матери
до последних дней своей жизни.
Ещё студентом он писал жене из Москвы:
«Жаль мне мать. Писать бы надо ей чаще, a вот теперь совершенно некогда. Не забывай её. Она не забывает нас. Ведь она всех нас любит, y неё вся жизнь в детях...»
Слайд 5
.
Пётр обладал приятным голосом и часто выступал
на ученических
.
Пётр обладал приятным голосом и часто выступал
на ученических
На одном из таких концертов в Мариинской гимназии
он познакомился c гимназисткой Толей (Евстолией) Волковой, которую тут же привлек в свой любительский кружок.
Их дружба оказалась очень прочной.
Пермь, Мариинская гимназия начала ХХ века
В августе 1907 г. Пётр с женой приехали в Москву
для поступления в Строгановское императорское
училище. Субботин одним из первых был зачислен на живописно-декоративный факультет.
Была принята в училище и его жена.
М.Шагал «Уличный скрипач».1913 г.
B училище не знали, что Пётр был женат.
Евстолия училась под своей девичьей фамилией ( директор не любил женатых студентов и под разными предлогами их отчислял ).
Учились они в одно время с будущим художником- философом Марком Шагалом.
Слайд 6Поэт - футурист Василий Каменский
O молодом Субботине-Пеpмяке:
«Это был совсем особенный человек.
B первый
Поэт - футурист Василий Каменский
O молодом Субботине-Пеpмяке:
«Это был совсем особенный человек.
B первый
Петя производил впечатление тихого, скромного, вдумчивого юноши-мечтателя. При разговоре o том, что нас всех ожидает впереди, Петя вдруг оживлялся и вдохновенно говорил, что всем надо ехать в Москву или в Петербург, где много культуры и школ, много нужно учиться, а иначе будем пpопащими и никому ненужными, бесполезными для народа, которому мы обязаны служить во имя всеобщего блага...»
Слайд 7
.
Пётр находил себе разнообразную работу: переписывал бумаги, чертил,
.
Пётр находил себе разнообразную работу: переписывал бумаги, чертил,
Летом 1908 г. Пётр и Евстолия приезжают на каникулы в Кудымкар.
Родители тепло встретили невестку.
Лето кончилось. Нужно продолжать учёбу.
Жена осталась в Перми, в отцовском доме.
(Учиться одновременно двоим было очень трудно, тем более, что Толя ожидала ребенка).
Он продолжал добывать средства к существованию любой работой.
Пётр Иванович писал жене:
«Я чувствую, что перед тобой чем-то виноват. Может быть, если б не я, ты иначе построила жизнь, лучше устроилась, училась бы в художественном училище...»
Слайд 8 Через 7 лет он заканчивает училище и остаётся в качестве преподавателя.
Через 7 лет он заканчивает училище и остаётся в качестве преподавателя.
но жить трудно – преподавательского заработка не хватает.
B легких развился туберкулезный процесс. Срочно потребовалась поездка в Крым.
Администрация Строгановского училища сумела отправить художника на лечение в Ялту.
Материальные затруднения вынудили его
отправить семью к своим старикам-родителям на Урал.
Пётр Иванович продолжал работать, писать плакаты, создавать эскизы костюмов и оформлять декорациями любительские спектакли. Его сценографией заинтересовался даже сам К.С.Станиславский.
Большое влияние на его развитие в этот период оказала сестра K. C. Станиславского Зинаида Сергеевна Соколова. Через неё он получил работу по составлению орнаментов для Московского кустарного музея. Она помогла устроиться в мастерскую художника К. Ф. Юона, чье творчество оказало сильное влияние на его развитие.
Ия Петровна Субботина
Евстолия Ивановна после рождения дочери Ии в 1908 г. переехала из Перми
в Кизел , где ей предложили место преподавателя рисования и черчения.
«Петя, я не могу всё, что чувствую на душе, выразить тебе в своих письмах. Твоё волнение я понимаю. Ты, Петя, не думай, не беспокойся за меня. Пойми меня, мой друг, лучше одному вначале кончить учиться, легче будет, a потом – другому ….»
Слайд 9
Дипломной работой в 1914 г. Петра Ивановича
на звание художника было панно
Дипломной работой в 1914 г. Петра Ивановича
на звание художника было панно
Работы этих лет декоративны и праздничны, даже в их названиях
передано состояние ожидания радости и счастья.
( Перун- бог громовержец в славянской мифологии).
«Отдых над рекой. Чаепитие».1914 г
Слайд 10 По окончании «Строгановски» получил звание
xудожника-пpaктикa-живописцa-декораторa первого разряда.
Дирекция училища,
По окончании «Строгановски» получил звание
xудожника-пpaктикa-живописцa-декораторa первого разряда.
Дирекция училища,
но война помешала осуществить эту поездку.
Субботин был оставлен в училище в качестве преподавателя
живописно - декоративного факультета.
Летом 1918 г. художник, авангардист-романтик уезжает к семье на Урал...
И появляется псевдоним «Пермяк».
Слайд 11 В 1919-м получил заказ на оформление Москвы к первой годовщине со
В 1919-м получил заказ на оформление Москвы к первой годовщине со
В Перми он занялся организацией художественных мастерских, как говорится , « с нуля» закладывал основы обучения живописи.
К октябрю 1921 г. аналогичные задействовали в Кунгуре и Кудымкаре.
В ноябре 1921 г. стал художником-руководителем Пермского государственного художественного техникума, где в то время обучали пермских художников.
Старался возить студентов на экскурсии в Москву и Петроград.
Организаторская работа отнимала y художника почти все время.
C большим трудом он мог выкроить час-другой для личных занятий живописью.
«Ох, Толечка, - писал он, - если бы ты побыла на моем
месте, сколько дела и все нужное. Но y меня
есть и личное, свое дело, которое я совершенно
забросил, это живопись.
Так я больше не могу, иначе я совершенно
потеряю связь с искусством;
я собираюсь работать, писать и
так много-много мыслей y меня и
живописных исканий, но нет времени».
Фото Перми начала ХХ века
Слайд 12 Сперва он обосновался в Усолье, где организовал
театральные мастерские.
Сперва он обосновался в Усолье, где организовал
театральные мастерские.
- местная труппа получила аншлаги.
В Перми нарисовал эскизы
к пьесе Василия Каменского «Степан Разин».
И снова триумф.
Театральную мастерскую художник организовал и в Кудымкаре, и она превратилась в Народный театр, где ставились не только драматические спектакли по произведениям классиков, но и оперы.
Пётр Иванович провозгласил:
«Поступать в мастерские могут все - даже неграмотные!».
И, несмотря на разруху, голод и холод 20-х годов, люди за художником шли.
Слайд 13
Ездил зимой на санях с лошадью, летом сплавлялся
на пароходе.
Ездил зимой на санях с лошадью, летом сплавлялся
на пароходе.
Какая это была самоотверженность:
ему нужно было из Перми в Кунгур (85 км.),
оттуда — в Кудымкар (ещё 300 км), и так несколько раз в год!
Как-то в сентябре 1922 г. Петр Иванович возвращался в Пермь…
«Доехал до пристани скоро, ночью был мороз, и я очень продрог.
Вечером сел я на пароход и только ночью в 12 часов
на следующий день прибыл в Пермь».
B ноябре Субботин окончательно слег.
Лечащий врач послал Евстолии Ивановне телеграмму:
«Если хотите застать Петрa Ивановича живым,
выезжайте».
Потянулись мучительно-тяжелые дни.
Его интересовал пермяцкий быт, его история, песни, обычаи.
Он ходил по деревням, ярмаркам, собирал интересные образцы орнаментов
коми-пермяцких тканей, опоясок, скатертей, полотенец.
Слайд 14
Накануне нового года он выскaзал желание увидеть своих детeй (у
Накануне нового года он выскaзал желание увидеть своих детeй (у
Жене говорил: «Если что случится со мной, помни о детях, детям надо дать высшее образование».
3а день до смерти Петр Иванович попросил пригласить
к нему скрипача.
Два часа молча слушал музыку.
После ухода скрипача сказал:
«Ну, я теперь наслушался музыки, теперь
можно умирать».
Ему было 36 лет.
Погребён
на Егошихинском кладбище Перми.
Умер Первый
«народный» министр
культуры Прикамья
03.01.1923 г.
Автопортрет. Холст, масло.
Слайд 15
А то, что происходило после смерти художника, иначе как мистикой
А то, что происходило после смерти художника, иначе как мистикой
К 40-м годам прошлого века были утрачены практически все картины живописца.
В Пермском художественном техникуме, который Субботин-Пермяк создал и которым руководил, уже через год после кончины мастера его имя оказалось запретным.
А ведь художник стал вехой в развитии культуры Прикамья и России.
Один из родоначальников русского футуризма, бывший в одном ряду с Маяковским, Северяниным, Хлебниковым, Каменским, оказался забытым...
Вспомнили о Субботине лишь в 60-х годах XX века, когда к искусствоведам
Пермской художественной галереи попали «останки» полотен живописца,
вытащенные буквально со свалки.
Наши реставраторы привели картины в порядок.
Теперь часть из них хранится в Коми-Пермяцком
окружном краеведческом музее,
часть - в художественной галерее в Перми.
«Завод». 1922 г
Слайд 16 В Кудымкаре установлен памятник П.И. Субботину-Пермяку
на площадке около здания краеведческого
В Кудымкаре установлен памятник П.И. Субботину-Пермяку на площадке около здания краеведческого
на груди руками отражает основные принципы,
провозглашенные им в искусстве и жизни –
постоянное движение, творческий поиск и
новаторство, неуемная жажда жизни,
устремленность в будущее,
служение народу.
Открытие состоялось в преддверии 125-летия со дня рождения
художника и стало одним из мероприятий, посвященных
5-летию образования Пермского края.
На торжественном открытии памятника Почетным гостем была
Кира Григорьевна Барламова - внучка П.И. Субботина-Пермяка.
Слайд 17«Купальщицы»
холст; масло
1920- 19922 г.г
Натюрморт с булками и посудой
холст; масло
1921 г.
«Ты не
«Купальщицы»
холст; масло
1920- 19922 г.г
Натюрморт с булками и посудой
холст; масло
1921 г.
«Ты не
бумага; акварель; графитный карандаш; цветные карандаши 1919 г.
Картины художника помогают зрителю увидеть прекрасное даже, в казалось бы, самых необычных творческих выражениях.
«Рабочий –сила»
холст; масло .1921 г.