Слайд 2 Истинный возраст игры, известной в западном мире как «Шахматы», покрыт мраком

тайны. Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э. индийским математиком. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат.
Слайд 3Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия.

Слайд 4В Смоленске, например, во время раскопок 1966 года, в строительных ярусах XII

- XIV вв. найдены резные шахматы
Слайд 5В шахматах существует шесть разных видов (или наименований) фигур

Слайд 6Традиционно шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или

менее реалистичной манере. Издавна известны уникальные комплекты, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона — bishop), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях.
Слайд 7По всей вероятности, первоначально русские наименования фигур были такими: цъсарь, ферзь, ладья,

слон, конь, пешьци.
Слайд 8В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур и их значения:

фигура, арабское название, язык, значение:
Слайд 9Король
Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и

строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Слайд 10Ферзь
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во

время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжелая фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и часто с небольшим шариком на верхушке.
Слайд 11Ладья
Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями.

На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.
Слайд 12
Слон
Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка

с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.
Слайд 13
Конь
Конь (Knight) — обычно выглядит как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера

передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.
Слайд 14Пешка
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру.

У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.