Пырьев Иван Александрович

Содержание

Слайд 2

Родился 4 ноября 1901 года в селе Камень-нА-Оби, на Алтае. Его родители

Родился 4 ноября 1901 года в селе Камень-нА-Оби, на Алтае. Его родители
— коренные сибирские "чалдоны" — крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году отца убили в драке. Потом мать уехала на заработки, а Ваня жил в большой старообрядческой семье деда Осипа Комогорова. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству, был пастухом.

Детские годы кинорежиссера

Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она жила с мелким торговцем фруктами — татарином Ишмухаметом Амировым. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды Ваня не выдержал и, схватив топорик, кинулся на Амирова, тот позорно бежал и спрятался в полицейском участке. После этого Пырьеву вынужден был пойти "в люди"...

Слайд 3

В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и

В конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и
поехал на фронт. Он воевал в составе 32-го Сибирского полка. Был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.

В мае 1918 года он заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым.

События Пырьева

Слайд 4

События Пырьева

Иван Пырьев становится одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он

События Пырьева Иван Пырьев становится одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге
месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

В столице Пырьев играл в Первом Рабочем театре Пролеткульта в спектакле "Мексиканец" у Сергея Эйзенштейна. В эксцентрической короткометражке "Дневник Глумова" он появился в костюме клоуна.

Поссорившись с режиссером, Пырьев ушел к Всеволоду Мейерхольду, где запомнился благодаря зелёному парику в роли Буланова в "Лесе". Одновременно Пырьев руководил рабочими самодеятельными кружками, где ставил агитки и оратории на злободневные темы.

Слайд 5

Начало деятельности Пырьева

В 1923 году он окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, учился Иван

Начало деятельности Пырьева В 1923 году он окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, учился
также и на режиссерском отделении. Наконец судьба привела его в кино.
Пырьев начинал как помощник режиссера. Вскоре о нем заговорили как о "короле ассистентов". Утверждали, что даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьется успеха.
Конечно, он хотел снимать сам. И тут ему помог случай. На кинофабрике "горел" сценарий Н. Эрдмана и А. Мариенгофа "Посторонняя женщина", рассчитанный на летнюю натуру, а дождливое лето 1928 года уходило. Пырьев за три недели переписал сценарий и за три месяца сделал сатирическую комедию. В главной роли снялась Ольга Жизнева.
Но второй сатирический фильм Пырьева "Государственный чиновник" (1931) был подвергнут критике и, как следствие, переделке. В те времена было немало чиновников, считавших, что в социалистическом обществе сатире места нет...

Слайд 6

Кадр из фильмы «Государственный чиновник»

Кадр из фильмы «Государственный чиновник»

Слайд 7

Следующая лента Пырьева "Деревня последняя", начатая в 1931 году, была посвящена возникновению

Следующая лента Пырьева "Деревня последняя", начатая в 1931 году, была посвящена возникновению
колхозов и борьбе с кулачеством. Но в процессе работы режиссера отстранили от постановки "за противопоставление интересов картины интересам государства"...

События Пырьева

Пырьев оказался без работы. Представитель армянской кинематографии уговорил режиссера и его жену актрису Аду Войцик поехать работать на Ереванскую киностудию, однако вскоре супруги опять вернулись в Москву.

Слайд 8

В 1933 году Пырьев выпускает драму из жизни трёх немецких девушек "Конвейер

В 1933 году Пырьев выпускает драму из жизни трёх немецких девушек "Конвейер
смерти", звуковой фильм, снимавшийся в недостроенных павильонах "Мосфильма" на Потылихе. Актрисы Ада Войцик, Тамара Макарова и Вероника Полонская создали привлекательные образы молодых работниц.

Конвейер смерти

Слайд 9

Партийный билет
Наконец Пырьев взялся за произведение сценаристки Катерины Виноградской — "Анка". Эта

Партийный билет Наконец Пырьев взялся за произведение сценаристки Катерины Виноградской — "Анка".
драма о бдительности и важности партийных документов имела успех. Финальные эпизоды картины, когда разоблачают кулака, укравшего у своей жены партийный билет, чтобы передать его шпионке, были поставлены Пырьевым и сыграны актерами с истинным драматизмом. В руководстве страны фильм был высоко оценен и получил название "Партийный билет" (1936).

После "Конвейера смерти" снова последовал длительный перерыв в работе режиссера, заполненный поисками своей темы. К сожалению, экранизация "Мертвых душ" (совместно с М. Булгаковым) не состоялась.

Слайд 10

Богатая невеста

Однако этот успех не укрепил положения Пырьева на "Мосфильме". Рассорившись с

Богатая невеста Однако этот успех не укрепил положения Пырьева на "Мосфильме". Рассорившись
дирекцией, он отбыл в Киев, где взялся за сценарий молодого кинодраматурга Евгения Помещикова. Музыкальная комедия "Богатая невеста" (1939) была с восторгом встречена зрителями. Пырьев пронизал все эпизоды стремительным ритмом, красотой, задорной и доброй веселостью. Композитор Исаак Дунаевский написал к фильму превосходную музыку. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой Ивана Александровича. Через год в их семье появился сын Андрей.

Слайд 11

Трактористы

Вернувшись на "Мосфильм", Пырьев в сотрудничестве с Помещиковым и Ладыниной принялся за

Трактористы Вернувшись на "Мосфильм", Пырьев в сотрудничестве с Помещиковым и Ладыниной принялся
новую комедию — "Трактористы" (1939). Ее сюжет во многом повторял "Богатую невесту". Только по сравнению с веселой Маринкой новая героиня Ладыниной, бригадир трактористок Марьяна Бажан, отличалась более волевым характером и современными манерами. В этой картине блистали также молодые актеры Николай Крючков, Борис Андреев и Петр Алейников. Песня о трёх танкистах и марш братьев Покрасс из "Трактористов" популярны в народе до сих пор.
Разработанная Пырьевым в "Богатой невесте" и "Трактористах" поэтика бесконфликтной лирической комедии, воспевающей труд, стала своеобразным эталоном советской комедии 1930-х годов.

Слайд 12

Одну из лучших своих картин, "Свинарка и пастух", Пырьев заканчивал в осенние

Одну из лучших своих картин, "Свинарка и пастух", Пырьев заканчивал в осенние
месяцы 1941 года, когда на Москву падали фашистские бомбы. Это была жизнерадостная комедия в стихах (сценарий Виктора Гусева) с превосходной музыкой Тихона Хренникова. Любовь юной свинарки Глаши (Ладынина) из Вологды и лихого чабана Мусаиба (Зельдин) из Дагестана родилась на московской Сельскохозяйственной выставке. Казалось бы, война и комедия, — вещи несовместимые. Но успех фильма превзошел все ожидания.

Свинарка и пастух
Секретарь райкома

Во время войны Пырьев поставил фильм "Секретарь райкома" (1942) — о действиях партизан. Образ командира партизанского отряда Кочет (актер Ванин) был первым и одним из лучших образов героев войны, народных мстителей.

Слайд 13

Когда советские войска перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру музыкальной

Когда советские войска перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру музыкальной
лирической комедии, поставив "В шесть часов вечера после войны" (1944), где он представил, какой будет радость победы, — с салютом, с народом, вышедшим на ярко освещенные площади Москвы. К счастью, творческое предсказание режиссера сбылось.

Работы

Фильм был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии. Пырьев получил звание народного артиста СССР.

Тогда кинематограф еще не знал термина "мюзикл". Но именно мюзиклом следует назвать и "В шесть часов вечера после войны", и следующую работу Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948). Музыка стала темой и сюжетной основой картины, рассказывающей о том, как раненый пианист уезжает в Сибирь, где становится композитором. Рядом с Ладыниной, Андреевым, Зельдиным выразительно играли молодые артисты Владимир Дружников и Вера Васильева.

Слайд 14

Драматург Николай Погодин написал для Пырьева сценарий фильма "Веселая ярмарка", где соперничающие

Драматург Николай Погодин написал для Пырьева сценарий фильма "Веселая ярмарка", где соперничающие
женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках, и в соревнование председателей колхозов вмешивалась любовь. Роль Пересветовой стала лучшей работой Марины Ладыниной, а Сергей Лукьянов убедительно сыграл Гордея Ворона, "казака лихого, орла степного". Песню "Каким ты был" на стихи Матусовского написал Исаак Дунаевский. Перед выходом на экраны фильм посмотрел Сталин и предложил вместо "Веселой ярмарки" новое название — "Кубанские казаки" (1950).

Кубанские казаки

Слайд 18

Картина была восторженно принята и зрителями и прессой. Ее мелодии звучали повсюду,

Картина была восторженно принята и зрителями и прессой. Ее мелодии звучали повсюду,
ее персонажи входили в поговорки, в быт. Пырьев получил свою шестую Государственную премию. Но после смерти Сталина фильм начали критиковать, обвинять в "лакировке действительности", чуть ли не в дезориентации общественного мнения.

Кубанские казаки

Трудно сказать отчего — от несправедливой ли критики "Кубанских казаков", или по какой другой причине, но Пырьев отошел от комедии. Неожиданно для всех он устремился в документальное кино, сделав три фильма о молодежи: "Мы за мир!" (совместно с И. Ивенсом) о молодежном фестивале в Берлине, "Песня молодости" и "Спортивный праздник молодежи".

Слайд 19

Бытовые драматические современные картины Пырьева "Испытание верности" (1954), "Наш общий друг" (1962),

Бытовые драматические современные картины Пырьева "Испытание верности" (1954), "Наш общий друг" (1962),
"Свет далекой звезды" (1965) трудно отнести к творческим удачам режиссера, прежде всего из-за слабости сценариев.

Очередные фильмы

В "Испытании верности" в последний раз у него играет Марина Ладынина. Нет, они еще не расстались. В 1955 году Ладынина и Пырьев официально зарегистрировали свои отношения, а в следующем году в ресторане "Арагви" отметили 20-летний юбилей совместной жизни...

Слайд 20

В конце 1950-х годов Пырьев приступил к экранизации романа "Идиот". Успех первой

В конце 1950-х годов Пырьев приступил к экранизации романа "Идиот". Успех первой
серии "Идиота" ("Настасья Филипповна", 1958) был несомненен. Юрий Яковлев (князь Мышкин) и Юлия Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы. Трагические сцены, особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по Достоевскому. Режиссер показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей.

Идиот

Слайд 21

Пырьев экранизировал другое произведение Достоевского — "Белые ночи" (1960) и потерпел неудачу.

Пырьев экранизировал другое произведение Достоевского — "Белые ночи" (1960) и потерпел неудачу.
Как пишет Р. Юренев, в этой картине "не было завораживающего волшебства пустынного ночного Петербурга, не было щемящего ощущения неосуществимости мечты, недосягаемости счастья...".

Деятельность
Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, осуществлял культурные связи с зарубежными странами, долгие годы был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем "Мосфильма". Несколько лет проработал он и директором "Мосфильма" (1954-1957).

Слайд 22

"Иваном Грозным" называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович

"Иваном Грозным" называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович
был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР — истинное детище Пырьева.
Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне. Пырьев женился на молодой актрисе Лионелле Скирде, воспитаннице Юрия Завадского. После развода родителей и размена квартиры в высотном доме на Котельнической набережной сын Андрей ушел с отцом...

Последние годы

Слайд 23

Когда Союз кинематографистов получил всеобщее признание, Пырьев уступил руководящее кресло другому, а

Когда Союз кинематографистов получил всеобщее признание, Пырьев уступил руководящее кресло другому, а
сам приступил к экранизации "Братьев Карамазовых" (1967-1968). По мнению киноведов, режиссер проявил и смелость, и вкус, и очень глубокое и тонкое понимание индивидуальных особенностей не похожих друг на дуга актеров. И старый мхатовец, игравший Федора Карамазова на сцене, М. Прудкин, и вахтанговец М. Ульянов, и товстоноговец К. Лавров, и молодые артисты театра "Современник" А. Мягков и В. Никулин, и Л. Скирда-Пырьева сделали все возможное, чтобы воплотить сложнейшие характеры романа.

Последний фильм «Братья Карамазовы»

Слайд 24

Над трёх серийным фильмом Пырьев работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7

Над трёх серийным фильмом Пырьев работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7
февраля 1968 года, вернувшись со студии, Иван Александрович лег, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесенных в работе, на ногах...

Смерть кинорежиссера

Имя файла: Пырьев-Иван-Александрович.pptx
Количество просмотров: 426
Количество скачиваний: 12