Слайд 2Тема:
Смысл названия
рассказа В. Распутина
"УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО"
Слайд 3Цель урока:
проанализировать проблематику рассказа ,
выяснить, какие уроки он несёт;
раскрыть духовные
ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Слайд 5В.Г. Распутин
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё
время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
Слайд 6Из истории создания рассказа
« Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я
посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
Слайд 7Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда
вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Слайд 8Лидия Михайловна Молокова
.
Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила в
последнее время в Нижнем Новгороде.
Слайд 9Кадр из фильма Евгения Ташкова
«Уроки французского» 1978 г.
Слайд 10Лидия Михайловна
( актриса Т. Ташкова)
кадр из фильма Е.Ташкова
Слайд 11Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в
одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Слайд 13Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый
мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Слайд 14Главный герой рассказа
( Михаил Егоров)
кадр из фильма Е. Ташкова
Слайд 15Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как
в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но , поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Слайд 17Иллюстрация к рассказу
художника И. Пчелко