Слайд 2Цель урока:
Определить уровень информативности шедевра русской литературы
Дать понять учащимся, что исторический факт
и мифологический персонаж живут в одном художественном пространстве
Воспитывать любовь к родной земле, к родному слову
Слайд 4Словарная работа по тексту «Слова…»
Не пристало ли нам- каков смысл выражения «не
пристало»? Аналогичен ли он современному выражению: «Он больше ко мне не приставал»?
По былям нашего времени, а не по замышлению Бояна – проанализируйте состав слов «быль» и «замышление» и определите смысловую разницу между ними.
Слайд 5Кто такой Боян?
Где уже это имя вам встречалось?
Слайд 6
Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу…
Какое
значение в мифологии древних славян имело дерево?
А какой смысл оно обретает в этом контексте?
Слайд 7Боян… свои вещие персты на живые струны воскладал…
В каких текстах уже встречалось
определение «вещие» и чем глагол «воскладал» отличается от глагола «клал»? Что меняет приставка?
Слайд 8Славу князьям рокотали…
Как образовалось последнее слово и что оно означает?
Храброму Мстиславу, что
зарезал Редедю пред полками касожскими – кто такой Редедя? Можно ли определить это по контексту?
Слайд 9Примечание:
Князь Тмутороканский Мстислав в честном поединке зарезал касожского предводителя Редедю и поставил
в ознаменование этой победы церковь в Тмуторокани. Косогами называли черкесов, а Тмутороканью – город на Таманском полуострове в Черниговском княжестве.
Слайд 10Рыща по тропе Трояна…
По мнению Д.С. Лихачева, Троян был одним из языческих
божеств славян. Его имя?
Слайд 11Стаи галок несутся к Дону Великому…
С чем ассоциировались в мифопоэтическом сознании славян
галки и почему?
Что здесь имело значение – цвет, место обитания, звучание голосов?
Слайд 12Буй Тур Всеволод
Что означает прозвище этого князя?
Кони ржут за Сулой – звенит
слава в Киеве – что такое Сула? Как связаны между собой в этом контексте ржание коней и звон славы?
Слайд 13Примечание
В 1107 году, по летописному преданию, состоялась битва русских князей с половцами
на реке Суле, в которой русские одержали «великую победу». В ней участвовали со стороны русских князей Святополк, Владимир, Олег, Мстислав, Вячеслав, Ярополк, а с половецкой стороны – Боняк, Шарукан, Таз, Сутр и другие.
Слайд 14А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с
конца копья вскормлены…
Случайны ли здесь атрибуты военного снаряжения? Каков смысл метафоры?
Слайд 15Сами скачут, как серые волки в поле…
Какой мифологический смысл имели в праславянской
мифологии волки?
Совпадает ли с ним контекстуальное значение?
Слайд 16Примечание:
Волк – одно из наиболее мифологизированных животных у славян. Определяющим в его
«символике» признаком является «чужой». Он может осмысляться и как инородец, и как нечистая сила; ему свойственна функция посредника между «тем» и «этим» светом, между людьми и силами иного мира. Согласно поверьям, волк находится в подчинении у лешего. Кроме того, по народным сказаниям, он олицетворяет темноту. Волком иногда оборачивается Перун, появляясь на земле.
Слайд 17Встрепенулся Див
Кого так называли в восточнославянской мифологии?
Какие слова в русском языке о
нём напоминают?
Слайд 18Примечание:
Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно
менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий, как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крылами тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.
Слайд 19И тебе, Тмутороканский идол…
Кого называли идолами? Чем был известен Тмутороканский?
Слайд 20Примечание:
С III в. До н.э. близ Тмуторокани стояли две большие статуи языческих
божеств (идолов) СанергУ и Астарте. Астарта в финикийской мифологии была богиней любви и плодородия и богиней-воительницей, отождествляемой с греческой Афродитой и римской Юноной.
Слайд 21Орлы клекотом зверей на кости зовут…
Какой мифологический смысл придавали древние орлу?
Совпадает
ли он с контекстуальным?
Слайд 22Примечание:
Орёл был особо почитаем как божия птица, царь птиц и владыка небес,
олицетворение гордого могущества и вольности.
Слайд 23Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы. Ещё одно мифологическое свойство
орла – его долголетие, связанное с его способностью к омоложению (Феникс)
Слайд 24Лисицы брешут на червлёные щиты…
Каков символический смысл образа лисы в русском фольклоре?
Что
означает эпитет «червленые»?
Слайд 26Заря свет зажгла…
Какой мифологический смысл имеет у славян заря?
О какой заре
здесь идёт речь – утренней или вечерней?
Слайд 27Примечание:
Восход и заход солнца – время магических действий. По цвету зари на
Руси гадали о будущем: кровавый восход предвещал беду.
Слайд 28В пятницу потоптали они поганые полки половецкие…
Имела ли пятница мифологическое значение?
Просматривается ли
такое значение в данном контексте?
Слайд 29Примечание:
У славян было такое божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.
Пятницу почитали
также богиней женского рукоделия, особенно пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле со смертью.
Слайд 30Ни тебе, черный ворон, поганый половец…
Какой мифологический смысл имел образ ворона у
славян?
Реализовано ли это значение в данном тексте?
Слайд 31Примечание:
Ворон, галка, грач – нечистые и зловещие птицы в народных поверьях. Ворон
– вещая птица, долгожитель, он владеет тайнами, предсказывая смерть, нападение врагов. Ворона считают черным от того, что он – создание дьявола и противопоставляют ему голубя, кроткую и святую птицу. С представлением о воронах и галках как нечистых птицах связан запрет на употребление их в пищу. Крики воронов, галок и грачей считаются знаком несчастий и смертей.
Слайд 33Белая хоругвь, червяный бунчук
Что это такое?
Слайд 34Хоругвью называлось знамя с изображением святого; бунчуком – конский хвост на древке,
символ власти
Слайд 36Эвристическая беседа
Какова композиция этой части «Слова…»? Какие значения имеет упоминание о Бояне
и его творчестве? В чём, по мнению автора, новизна его собственной песни?
Когда возникает и как развивается здесь мотив смерти? С какими мифологическими образами связан?
Какую роль играют образы солнца, света, с одной стороны, и ночи, тьмы, с другой?
Слайд 374. Почему Игорь, вопреки традиции, пренебрег дурными предзнаменованиями?
Слайд 385. Пассивная или активная сила – природный и материальный мир в «Слове…»?
6.
Какие временные и пространственные параметры выбирает автор? Какие детали художественного пространства носят этнографический и мифологический характер? Что в этом тексте является границей, за которой начинается иной мир?
Слайд 39Тест
Первый этап
История открытия и публикации «Слова...»
1. «Слово...» было найдено ...
а) в начале 90-х годов
XVIII века;
б) в конце 90-х годов XVIII века;
в) в начале XIX века.
2. «Слово...» было найдено известным любителем и собирателем русских древностей ...
а) Н.Н. Бантыш-Каменским;
б) А.И. Мусиным-Пушкиным;
в) А.Ф. Малиновским.
3. Текст «Слова...» ...
а) представлял собою отдельную рукопись;
б) был включён в сборник древнерусских произведений, оригинальных и переводных.
Слайд 404. Сборник был приобретён А.И. Мусиным-Пушкиным в числе других рукописей у бывшего архимандрита закрытого
к тому времени ...
а) Богоявленского монастыря;
б) Спасо-Ярославского монастыря;
в) Ново-Троицкого монастыря.
5. Первое сообщение о «Слове...» было сделано известным поэтом того времени М.М. Херасковым ...
а) в 1796 году;
б) в 1797 году;
в) в 1798 году.
Слайд 416. С рукописи «Слова...» были сняты копии, одна из которых предназначалась для ...
а) Екатерины II;
б) Павла I;
в) Александра I.
7.
«Слово...» было издано А.И. Мусиным-Пушкиным ...
а) в 1800 году;
б) в 1805 году;
в) в 1810 году.
Слайд 428. В 1812 году сборник, включавший «Слово...», ...
а) был вывезен из Москвы перед наполеоновским
нашествием и утерян;
б) сгорел в московском пожаре;
в) был выкраден из дома Мусина-Пушкина и не найден до сих пор.
9. «Слово...» дошло до нас в единственном списке ...
а) XIV века;
б) XV века;
в) XVI века.