Развитие социально-гуманитарных наук

Содержание

Слайд 2

Неклассический конец XIX – начало XX столетий

Новая модель социально-гуманитарных знаний формировалась благодаря

Неклассический конец XIX – начало XX столетий Новая модель социально-гуманитарных знаний формировалась
усилиям таких мыслителей, как Шопенгауэр, Кьеркегор, Н. Бердяев.
мир человеческих отношений предстает как сложный мир, не вписывающийся в законы природы. В частности, по определению Бердяева, сущность человека сводится к ничем неограничиваемой свободе.

Слайд 3

Учения Дильтея, Бергсона, Гуссерля

В их учениях рациональное познание теряет статус единственно

Учения Дильтея, Бергсона, Гуссерля В их учениях рациональное познание теряет статус единственно
верного пути к истине. Ему отказывают в творческой природе и рассматривают как повторение одних и тех же логических правил, как повторение форм действительности

Слайд 4

Сравнение классичеcкой и неклассической модели развития

Сравнение классичеcкой и неклассической модели развития

Слайд 5

Философия отдельных мыслителей неклассичекой эпохи развития социально гуманитарного познания
Понятие «жизнь» как одна

Философия отдельных мыслителей неклассичекой эпохи развития социально гуманитарного познания Понятие «жизнь» как
из проблем познания в науках о духе

Слайд 6

Артур Шопенгауэр О «жизни»

Вводит «жизнь» в связке понятий «воля», «время (настоящее)». Именно в

Артур Шопенгауэр О «жизни» Вводит «жизнь» в связке понятий «воля», «время (настоящее)».
образе жизни является для представления желание воли, воля тождественна воли к жизни, если есть воля, то и будет жизнь. Воля - это внутренне содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление - только зеркало воли.
Человек, согласно Шопенгауэру, наиболее совершенная объективация воли к жизни, само воплощение ненасытной жажды. Будучи погружен в состояние постоянной тревоги, в условиях нарастающих угроз, он проживает трагическую жизнь, в следствии чего трагична и история человечества. Рационализм и прогресс – всего лишь мираж, выдумка классического рационализма. Жизнь – вечно происходящее страдание, а история – слепой случай. По этому нет речи о прогрессе истории рода человеческого, который представляет собой стадо агрессивных, дерущихся животных. Согласно Шопенгауэру, человек – это дикий зверь, способный на истязание себе подобных.

Слайд 7

Бергсон о «жизни»

обращается к органическому, универсальному пониманию жизни. Жизнь представляет порыв -

Бергсон о «жизни» обращается к органическому, универсальному пониманию жизни. Жизнь представляет порыв
неукротимое стремление (потребность творчества) действовать на неорганизованную материю. В «Творческой эволюции» описывается «порыв», который, встречая сопротивление материи, организует бесконечные разнообразные тела, различные линии эволюции, переходит от поколения к поколению, разделяясь между видами и индивидами, не теряя в силе, но скорее увеличивая свою интенсивность. Созидающие, творческие усилия жизни постепенно преодолевают инерцию материи. Никогда не прекращается борьба организующей силы с первичным хаосом.
Жизненный порыв имеет две основные формы - инстинкт и интеллект, которые не служат целью выживания организмов. Интеллект рассматривает живое как инертное по аналогии с механической концепцией всей природы, он характеризуется естественной неспособностью понимать жизнь.

Слайд 8

Гуссерль «О жизни»

Не менее значимым подходом для познания социальной реальности, повседневной жизни стало введение Э.

Гуссерль «О жизни» Не менее значимым подходом для познания социальной реальности, повседневной
Гуссерлем понятия «Жизненный мир» — это мир «субъективно-соотносительного», в котором присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно-исторические реалии. Идеи Гуссерля и особенно понятие «жизненный мир» оказали существенное влияние на становление такого современного направления, как феноменологическая социология (Шюц, повседневность).
Одна из трудных проблем наук о духе заключается в способе познания жизни, которая не поддаётся непосредственному схватыванию, так как она есть непрерывная эволюция. Воспоминание останавливает поток и таким образом получает не жизнь, а форму. Понять жизнь можно только в последовательности её состояний, с помощью понятия «значения», поскольку между различными формами реальности - физической и психической - существует мир смысла. Познание представляется не только научным.
Имя файла: Развитие-социально-гуманитарных-наук.pptx
Количество просмотров: 352
Количество скачиваний: 2