Слайд 2Актуальность исследования
Революции в мировой истории играли важную роль на протяжении последних двухсот
с лишним лет. Не удивительно, что описанию этого феномена посвящено множество теорий и концепций. Меняются исторические реалии, трансформируются и взгляды, но вопрос «как и почему происходят революции?» остаётся животрепещущим и по сей день. Необходимость специального комплексного анализа теоретических подходов к анализу революции диктуется и тем, что таковой отсутствует во всём многообразии теоретических источников.
Слайд 3Объект и предмет исследования
Объектом исследования является социальная революция как специфический феномен жизни
общества
Предметом диссертации являются теории социальной революции в своём многообразии
Слайд 4Цель исследования
проведение комплексного анализа классических, постклассичеких и современных теорий социальной революции
Слайд 5Задачи исследования
во-первых, дать периодизацию теорий революций, используя хронологические и содержательные критерии;
во-вторых
– осуществить краткий историко-политологический обзор имеющихся теорий революций, акцентируя внимание в них на наиболее существенные, определяющие моменты;
Слайд 6Задачи исследования
в-третьих, представить обобщенные выводы по каждой из рассмотренных в работе теорий,
сопровождая некоторые из них критическими комментариями;
в-четвёртых, высказать личное отношение к перспективам анализируемого феномена в некоторых обществах постсоветского пространства.
Слайд 7Авторский подход к классификации теорий революции
Классический период (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин, А.Токвиль, П.Сорокин,
А.Грамши)
Постклассический период (Л.Эдвардс, К.Бринтон, Т.Гарр, С.Хантингтон, Ч.Тилли, Дж.Голдстоун)
Современный период (Дж.Шарп, М.Палмер, Г.Почепцов, С.Кара-Мурза, А.Фисун, А.Никифоров)
Слайд 8Классический период
Связан с марксизмом, впервые давшим миру причинное объяснение революции и условий
её осуществления.
Есть в этом периоде и немарксистские точки зрения. В частности, А.Токвиль не проявлял интереса к экономическому коллапсу, а причину революции видел в лишениях людей, которые при появившейся надежде на улучшение жизни расценивают их как невыносимые.
П.Сорокин полагал, что революционный взрыв случается при всеобщем подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительный, свободы и др.).
У А.Грамши в основе революции лежат, прежде всего, надстроечные факторы – культура, сознание, идеология. Сюда включаются теория мировой революции, учение о революционной ситуации, культурной гегемонии, ущемлении базовых инстинктов и т.д., которые в дальнейшем оказали определённое влияние на теорию и практику.
Хронологически этот период можно отнести к середине XIX в. до 20-х годов XX в.
Слайд 9Постклассический период
Относится к периоду с 1930-х гг. по 1990-е гг.
Связан с
«естественностью» революции, с включением в её проблематику таких значимых категорий как фрустрация, относительная депривация, напряжение и дисфункция социальной системы, неэффективность действий политического руководства, расстановка сил внутри элит, государство как центр революционных подвижек и др.
Для этого периода большое значение имеют бихевиористский, структурно-функциональный, модернизационный анализ революции, а также государствоцентричные и контингентные модели.
Слайд 10Современный период
Напрямую связан с разработкой политических технологий «цветных» революций, происшедших на ряде
континентов земного шара, включая и постсоветское пространство.
Разрабатываются их технологии, определяются причины, социальный состав, цели и иные характеристики.
Этот период рассматривается на рубеже 1990-х/2000-х гг. и продолжается в XXI веке.
Слайд 11Марксистская парадигма
Марксистская парадигма исходила из неизбежности классовой борьбы и революции с целью
ликвидации капитала, утверждения социальной справедливости во всемирном масштабе. Победа пролетариата должна превратить человечество в единую общность без классовых различий и национальных границ. Исходя их экономического детерминизма, марксизм стоял на том, что становление мирового рынка определит и глобальный характер социального конфликта при необходимом обеспечении мирного сосуществования противоположных систем. Ленинизм как радикальная версия марксизма отстаивал разновременность перехода различных стран к социализму и неизбежность длительного периода соперничества двух систем. В то же время ему принадлежит заслуга в дополнении и обогащении теоретического наследия марксизма рядом важнейших положений, связанных с подготовкой и проведением социалистической революции в России, ролью коммунистической партии, созданием многонационального советского государства и других преобразований и свершений революционных по своему характеру, организации и осуществлением социалистического строительства в СССР.
Слайд 12Взгляды А.Токвиля и П.Сорокина
Токвиль, предлагал свою интерпретацию революции. В революционных взрывах видел
не степень проявления экономической нужды и политического гнёта, а их психологическое восприятие как невыносимых. Пришёл к выводу, что причинами социальной революции может быть как обнищание общества, так и его процветание.
Сорокин считал, что революции способны реализовать назревшие перемены, но они худший вариант для людей. Отсюда упор на эволюционное, а не революционное развитие общественных процессов.
Оба исследователя не принадлежат к числу марксистских, для них характерен крен в сторону психологизма и бихевиоризма. Психологический фактора нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических и других условий, получается односторонний подход.
Слайд 13«Надстроечная» теория революции А.Грамши
Это демонстрация не чисто марксисткой и не совсем ленинской
позиции. В ней замечено то, что так полно и скрупулезно, не анализировалось марксизмом-ленинизмом – культура, установки общественного сознания и идеологические факторы. По сути, А.Грамши создал принципиально новую теорию, по которой первым объектом революционного разрушения становилась надстройка общества, а ключевым его средством – учение о культурной гегемонии. Многие идеи Грамши взяты на вооружение современными разработчиками политтехнологий «цветных» революций.
Слайд 14Теории «естественной истории революции»
Анализ данных теорий выявил, что причиной революционных событий выступает
препятствие удовлетворению одной или нескольких из четырех нужд – в новом опыте, безопасности, признании и ответном чувстве.
Здесь революция – «естественный процесс», существует единая логика изменения всего живого, которое эволюционирую, погибает.
Выделяются общие черты предреволюционных обществ – финансовые затруднения правительств, групповое чувство фрустрации, на фоне которого происходит политизация недовольства, а также «смещение лояльности интеллектуалов» в сторону недовольных, против правительства. В такой ситуации происходит раскол элиты, затем – кризис правительства и революционная ситуация.
Раскрывается стадийность революционного процесса, создаётся типология революций.
Слайд 15Государствоцентричное и контингентное объяснение революции
Государствоцентричное и контингентное объяснения революции продвинулось вперёд благодаря
введению в оборот трёхфакторной модели революции – возникновение международного давления; наличие экономических и политических элит, способных создать политический кризис; формирование организаций, могущих мобилизовать массы на восстание против местных властей.
В теориях использованы структурный и конфликтологический подходы.
Слайд 16Специфика «цветных» революций
С нашей точки зрения, «цветные» революции – это специфическое явление,
которое возникает из-за нарушения принципов социальной справедливости, экономического, политического и духовного расстройства жизнедеятельности народных масс, организуемое заинтересованными силами на базе внешних или внутренних технологий и имеющим целью замену власти.
Это определение встраивается в случившиеся «цветные» революции в Украине, Грузии. Киргизии.
Специфика же «цветных» революций, наглядно проявляется в их сравнении с классическими по следующим критериям: цели и результаты; характер действия революционеров; роль внешнего фактора; место СМИ и коммуникаций, социальный состав участников; ориентацию.
Слайд 17Выводы
Социальная революция, согласно марксистскому подходу, - это феномен, связанный с формационной сменой,
в которой экономические факторы доминируют.
Революция рассматривается в качестве высшей формы классовой борьбы. Марксистская теория представляет пролетарскую революцию явлением всегда прогрессивным, направленным посредством низвержения отжившего и утверждения более передового строя на улучшение жизни. Но история не подтвердила этих взглядов всецело, за исключением буржуазных революций, в XX в. в мире разразилось немалое число революций в так называемых сословных обществах «крестьянских» стран, а после национально-освободительных революций, а на рубеже 1990 – 2000-х гг. и начале XXI-го в. – современных («бархатных» и «цветных»).
Слайд 18Выводы
Современные («бархатные», «цветные») революции в теории и на практике принципиально отличаются от
классических и в значительной степени от постклассических. В них делается концентрированная ставка на подрыв официальной идеологии, внедрение в умы идеократических установок, на умаление «авторитетов-политиков» (символов), всплеск бессознательного, изменение мироустройства в ряде государств и обществ. В этом случае важен учёт противоречивых тенденций не только в экономической жизни, базисе общества, но и его надстроечных форм – культуры, массового сознания и идеологии.