Российское кино: краткая история

Содержание

Слайд 2

Литература дала кинематографу:
сюжетное построение фильма, сценарий.
Театр дал кинематографу:
опыт построения объёмных декораций.
метод подбора актёров,
систему при постановке

Литература дала кинематографу: сюжетное построение фильма, сценарий. Театр дал кинематографу: опыт построения

тех или иных мизансцен.
Живопись дала кинематографу:
композицию/построение кадра.
организацию цветового решения.
 Появление новых технических аудиовизуальных средств не приводит к гибели киноискусства, а расширяет сферу художественного творчества и предоставляет иные возможности.

Киноискусство является синтезом литературы, 
изобразительного искусства, театра и музыки.

Слайд 3

РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО «СИНЕМАТОГРАФА»(1898-1917)
Кино в Россию завезли французы в начале 1896-го. Однако многие

РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО «СИНЕМАТОГРАФА»(1898-1917) Кино в Россию завезли французы в начале 1896-го. Однако
русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами («Степан Разин»). Картина была черно-белая, немая, короткометражная, костюмная.
В 1910-х годах мастера режиссуры создали конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.

Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов…

Слайд 4

Октябрьский переворот 1917-го повлек отъезд многих российских кинематографистов на Запад.. Но вскоре,

Октябрьский переворот 1917-го повлек отъезд многих российских кинематографистов на Запад.. Но вскоре,
охваченная революционным порывом творческая молодежь, поразила планету новизной киноязыка. На смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард 1920-х.
Идеологическая цензура еще мало интересовалась формой художественного «текста». Это позволило гению С. Эйзенштейна отважно экспериментировать с в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927).

ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ КИНО
(1918-1930)

Рядом существовало и вполне коммерческое, зрелищно-развлекательное кино Я.Протазанова («Закройщик из ТорЙоргенажка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого») и К. Эггерта («Медвежья свадьба»).

Слайд 5

ПРИХОД ЭПОХИ «СОЦРЕАЛИЗМА» (1931-1940) 
Появление звука в российском кино («Путевка в жизнь» Н.

ПРИХОД ЭПОХИ «СОЦРЕАЛИЗМА» (1931-1940) Появление звука в российском кино («Путевка в жизнь»
Экка, 1931) совпало с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством «социалистического реализма». Сталинский режим ставил на контроль каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства.
Фаворитами 1930-х стали режиссеры, сумевшие новые выразительные возможности звука и создать идеологическую мифологию Революции. Братьям Васильевым («Чапаев»), М. Ромму («Ленин в Октябре») и Ф. Эрмлеру («Великий гражданин») удалось войти в обойму обласканных властями кинематографистов, сумевших приспособить свой талант к жестким требованиям эпохи «обострения классовой борьбы».

Но Сталин понимал, что кинорепертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Г. Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 1930-х. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана.

Слайд 6

Лучшие фильмы российского кино 1930-х
Путевка в жизнь (1931) Н.Экка
Веселые ребята (1934) Г.Александрова
Чапаев

Лучшие фильмы российского кино 1930-х Путевка в жизнь (1931) Н.Экка Веселые ребята
(1934) Братьев Васильевых
Юность Максима (1934) Г. Козинцева
Цирк (1936) Г. Александрова
Волга-Волга (1938) Г. Александрова

Александр Невский (1938) С. Эйзенштейна

Слайд 7

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. Война уже не

Война резко изменила тематический и жанровый спектр российского кино. Война уже не
представала чередой легких побед над карикатурно слабым противником. Именно в годы войны Сергей Эйзенштейн (1898 – 1948) снимает свой последний в жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный».

«СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ…» (1941-1952)

К концу 1940- действовал принцип – лучше меньше, да лучше. Пусть российские кинематографисты снимут 12 фильмов в год, но– это будут шедевры «соцреализма». Например, эпопеи о Революции и Войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»). Или историко-биографические повести об ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов») и деятелях искусства (Композитор Глинка», «Белинский»)…. К этим сюжетам подключились тогдашние лучшие киносилы (М.Ромм, В.Пудовкин и др. Развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).

Слайд 8

хит-парад российского кино 1940-х
Здесь и далее – общее число зрителей
за первый

хит-парад российского кино 1940-х Здесь и далее – общее число зрителей за
год демонстрации фильма.
Молодая гвардия (1948) С.Герасимова. 42,4 млн.
Падение Берлина (1949) М.Чиаурели. 38,4 млн.
В шесть часов вечера после войны (1944) И. Пырьева. 26,1 млн.
Подвиг разведчика (1947) Б. Барнета. 22,3 млн.

Слайд 9

Эпоха малокартинья завершилась вскоре после смерти Сталина. «Оттепель» второй половины 1950-х вызвала

Эпоха малокартинья завершилась вскоре после смерти Сталина. «Оттепель» второй половины 1950-х вызвала
резкое увеличение.
Наиболее заметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Г. Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»). «Летят журавли» - подлинный шедевр режиссера М. Калатозова .
Второе дыхание пришло и к М. Ромму. В 1960-х он поставил свои лучшие фильмы – «Девять дней одного года» и «Обыкновенный фашизм».
Отказ от помпезности в пользу проблем «простого человека» ярко виден в ленте М.Хуциева «Весна на Заречной улице) . Самой знаменитой жертвой цензуры стал фильм А. Тарковского «Андрей Рублев» . Вслед за «Рублевым» на полке оказались фильмы А. Кончаловского,, Л. Шепитько, А.Аскольдова.

«ОТТЕПЕЛЬ» В КИНОИСКУССТВЕ (1953-1968) 

Слайд 10

Вместе с тем «оттепель» подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Л.

Вместе с тем «оттепель» подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Л.
Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Э. Рязанова («Берегись автомобиля!») и Г. Данелия («Я шагаю по Москве»).
Нашумевшие экранизации мировой классики – «Война и мир» С. Бондарчука, «Анна Каренина» А. Зархи, «Гамлет» Г.Козинцева .

хит-парадароссийского кино 1960-х
Бриллиантовая рука (1969) Л. Гайдая. 76,7 млн
Свадьба в малиновке (1967) А. Тутышкина. 74,6 млн.
Новые приключения Неуловимых (1969) Э. Кеосаяна. 66,2 млн.
Человек-амфибия (1962) Г.Казанского 65,4 млн.
Война и мир (1966) С. Бондарчука. 58 млн.

Слайд 11

ТИХИЙ «КИНООМУТ» (1969-1984)
«Оттепель» оборвалась в августе 1968, раздавленная гусеницами советских танков на

ТИХИЙ «КИНООМУТ» (1969-1984) «Оттепель» оборвалась в августе 1968, раздавленная гусеницами советских танков
пражских мостовх. На корню гасились многие творческие замыслы. Немало картин оказалось на цензурной полке. Иные выдающиеся фильмы наказывались минимальным тиражом и прокатом («Зеркало» и «Сталкер» А. Тарковского, «Парад планет» В. Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа). Но вопреки всему сквозь тихий киноомут прорывались ленты мастеров. В.Шукшин ( «Калина красная»), Г.Панфилов («Начало»), Н. Михалков («Неоконченная пьеса для механического пианино, Ролан Быков («Чучело), Георгий Данелия («Осенний марафон… Это далеко не полный список заметных имен и фильмов той эпохи.

Слайд 12

Посещаемость кинозалов в России в ту пору была одной из самых высоких

Посещаемость кинозалов в России в ту пору была одной из самых высоких
в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Л. Гайдая, Г., Э. Рязанова, ленты «Белое солнце пустыни», «Экипаж». Рекордсменами тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» и боевик «Пираты ХХ века

хит-парад российского кино 1970-х
А зори здесь тихие… (1973) С.Ростоцкого. 66,0 млн.
Табор уходит в небо (1976) Э.Лотяну. 64,9 млн.
Калина красная (1974) В. Шукшина. 62,5 млн.
Иван Васильевич меняет профессию (1973) Л. Гайдая. 60,7 млн.
Служебный роман (1978) Э. Рязанова. 58,4 млн.

хит-парад российского кино 1980-х
Пираты ХХ века (1980) Б. Дурова. 87,6 миллиона зрителей.
Москва слезам не верит (1980) В. Меньшова. 84,4 млн.
Спортлото-82 (1982) Л.Гайдая. 55,2 млн.
Человек с бульвара Капуцинов (1987) А. Суриковой. 50,6 млн.
Любовь и голуби (1984) В.Меньшова. 44,5 млн.

Слайд 13

В УГАРЕ КИНОПЕРЕСТРОЙКИ… (1985-1991)
Попытка новой либерализации вызвала постепенное ослабление цензурного гнета. В

В УГАРЕ КИНОПЕРЕСТРОЙКИ… (1985-1991) Попытка новой либерализации вызвала постепенное ослабление цензурного гнета.
революционном угаре киноперестройки были несправедливо «сброшены с корабля современности» столпы официального кино ( к примеру, С. Бондарчук). Последовала отмена запрещенных для кино тем . «Маленькая Вера»(1988) В.Пичула и скандальная «Интердевочка» П. Тодоровского уже не смогли повлиять на общую ситуацию снижения посещаемости.
Распространение видео, конкуренция со стороны ожившего телевидения, интенсивный импорт американских фильмов, и нахлынувший «девятый вал» отечественной «киночернухи» сделали свое дело. Российское кино стало терять даже самых преданных своих зрителей.

Слайд 14

Подавляющее большинство этих «фильмов для массовой аудитории» отличала неизбывная болезнь российского кино

Подавляющее большинство этих «фильмов для массовой аудитории» отличала неизбывная болезнь российского кино
- непрофессионализм (плюс техническая бедность постановки).

Слайд 15

Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор!» (1993),

Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор!» (1993),
«Вор» (1997), комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Особенности национальной охоты» (1995).

ПОСТСОВЕТСКОЕ КИНО РОССИИ (1992-2002)

Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино долгое время находилось в упадке.
Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось. В связи с этой ситуацией появлялось много мелких частных киностудий.

Слайд 16

В 2000-е годы стали появляться кинокомпании, которые занимаются массовым производством телевизионных фильмов и сериалов, в основном малобюджетных

В 2000-е годы стали появляться кинокомпании, которые занимаются массовым производством телевизионных фильмов
(к примеру: «Амедиа», «КостаФильм», «ТелеРоман», «Форвард-фильм»). Появились многочисленные телесериалы на криминальную тематику: «Улицы разбитых фонарей» (с 1998), «Бандитский Петербург» (с 1999), «Агент национальной безопасности» (с 1999) 
На фоне затертых «Ментов» и «Бандитского Петербурга» криминальная драма П.Буслова «Бумер» отличалась большей правдивостью психологических отношений персонажей

Слайд 17

Среди 83 фильмов, снятых для большого экрана в 2004 году, наиболее убедительно

Среди 83 фильмов, снятых для большого экрана в 2004 году, наиболее убедительно
выглядели работы режиссеров «среднего поколения» – драмы В. Тодоровского («Мой сводный брат Франкенштейн»), П. Чухрая («Водитель для Веры»), Д. Месхиева («Свои»), «72 метра» В. Хотиненко.
Т. Бекмамбетов при мощной поддержке Первого канала по американским технологиям фэнтэзи снял блокбастер «Ночной дозор»

Слайд 18

С 2003 года в России стали выходить прибыльные мультипликационные фильмы.
Популярность приобрёл мультипликационный

С 2003 года в России стали выходить прибыльные мультипликационные фильмы. Популярность приобрёл
бренд «Смешарики» и такие мультсериалы: «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья», «Фиксики». При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии создан многолетний сказочный мультипликационный сериал «Гора самоцветов».

Появились и мелодраматические сериалы, рассчитанные на женщин: большие рейтинги приобрели «Обручальное кольцо», «Кармелита» и другие сериалы, заменившие на экране поток бразильских и мексиканских.

Слайд 19

Наиболее профессиональными работами в сфере развлекательного кино стали экранизации модных романов Б.Акунина

Наиболее профессиональными работами в сфере развлекательного кино стали экранизации модных романов Б.Акунина
«Статский советник» (режиссер Ф.Янковский) и «Турецкий гамбит» (Д.Файзиев).

Талантливые сериалы «Мастер и Маргарита» (В.Бортко) и «Доктор Живаго» (А.Прошкин) сразу же вошли в классический «золотой фонд» российского киноискусства

Слайд 20

На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер. Это объясняется высокой прибыльностью,

На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер. Это объясняется высокой прибыльностью,
особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении. Однако в России снимаются и такие драматические кинокартины, как «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го…», «Остров» (2006) и другие.
Имя файла: Российское-кино:-краткая-история.pptx
Количество просмотров: 145
Количество скачиваний: 4