Рождество Христово

Содержание

Слайд 2

Царь Петр I изменил летоисчисление и способ празднования Нового года

1 января 7208

Царь Петр I изменил летоисчисление и способ празднования Нового года 1 января
года (от Сотворения мира) объявили началом нового 1700 года (от Рождества Христова)

Слайд 3

Весь декабрь в деревнях на Руси ждали Светлого Рождества Христова. К нему

Весь декабрь в деревнях на Руси ждали Светлого Рождества Христова. К нему
готовились, очищаясь Филипповским постом
Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем

Слайд 4

В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки
прибирали избы и горницы :

В крестьянском быту к рождественскому сочельнику хозяйки прибирали избы и горницы :
мыли, белили своё жилище, завершали
Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же
приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.

Слайд 5

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских,
российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.

Слайд 6

На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился

На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на
на молитву. После молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.

Слайд 7


По окончании вечери - колядовали. Коляда состояла в том, что деревенская

По окончании вечери - колядовали. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь
молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.

Слайд 8

Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах,

Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они
они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Половину собранных денег полагалось отнести в церковь

Слайд 9

В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски,

В городах также с песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски,
рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели,

Слайд 10

На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи

На второй день Рождества начиналась самая веселая и таинственная для молодежи пора
пора - Святки, святые дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора гаданий, особых обрядов, когда незамужние девушки и холостые парни пытались узнать свою судьбу.

Слайд 11


На 6 -й день после Рождественского сочельника наступал день святых Василия

На 6 -й день после Рождественского сочельника наступал день святых Василия Великого
Великого и Меланьи. Святой Василий почитался как покровитель свиней, а потому и припасали «свинку да боровка для Васильева вечерка»
В этот день накрывался самый богатый стол, с тех пор и сохранилось в народе присловье – «Наготовили как на Меланьину свадьбу»

Слайд 12


Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество

Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово
Христово и на святках. Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии  более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

Слайд 13


«Всем горожанам предписывалось «на своем дворе учинить трижды стрельбу и выпустить

«Всем горожанам предписывалось «на своем дворе учинить трижды стрельбу и выпустить несколько
несколько ракет, сколько у кого случится, по ночам огни зажигать из дров или хвороста или из соломы».

Слайд 14

Петровские маскарады

Петровские маскарады

Слайд 15

Первое письменно зафиксированное свидетельство об украшении ёлки на Рождество относится к 1605

Первое письменно зафиксированное свидетельство об украшении ёлки на Рождество относится к 1605
году: на Рождество некий немецкий путешественник пришел в Страсбург, бывший в то время вольным городом империи, пересек Рейн и увидел в домах тамошних жителей украшенные (но не освещенные) елки. Он писал по этому поводу: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи»

Слайд 16

Обычай повсеместно устанавливать в России рождественские елки существует сравнительно недавно - около

Обычай повсеместно устанавливать в России рождественские елки существует сравнительно недавно - около
170 лет.

Прошло 230 лет…

Слайд 17

Обычай ставить в доме наряженную ель привезла в Россию
Императрица Александра Фёдоровна

Обычай ставить в доме наряженную ель привезла в Россию Императрица Александра Фёдоровна (прусская принцесса Шарлотта)
(прусская принцесса Шарлотта)

Слайд 19

Рождественские сладости

Рождественские сладости
Имя файла: Рождество-Христово.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0