- Главная
- Разное
- Презентация на тему Русская литература конца XIX - начала XX века Традиции и новаторство
Содержание
- 2. «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как
- 3. «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и
- 4. Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на
- 5. Общая характеристика эпохи Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература XX века" –
- 6. На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали
- 7. Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо проявлялась в
- 8. Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не
- 9. На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и изменить ход
- 10. Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого стало убийство Александра II
- 11. Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и
- 12. Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий
- 13. Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда
- 14. Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие разнообразных видов искусства. Расцвет переживает в это время
- 15. В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной Реализм на рубеже веков
- 16. Темы и герои реалистической литературы Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков, несомненно, шире, в отличие от
- 17. А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин
- 18. Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика
- 19. Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных
- 21. Скачать презентацию
Слайд 2«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе
Слайд 3«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны
Д.С.Лихачев
Слайд 4Иван Бунин
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы,
Иван Бунин
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы,
Слайд 5Общая характеристика эпохи
Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература
Общая характеристика эпохи
Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская литература
А по набережной легендарной
Приближался не календарный,
Настоящий двадцатый век…
Слайд 6На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла
Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п.
Иннокентий Анненский
Слайд 7Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная
А. Амфитеатрова, "У последней черты" М. Арцыбашева. С другой стороны большая часть творческой элиты ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, где литературе уделялось значительное место в истории страны. Творчество словно отходило на второй план, уступая место мировоззренческой и общественной позиции автора, его связи и участию в
Михаил Арцебашев
Слайд 8 Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.
В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное "Царство Справедливости".
Слайд 9 На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном
Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека.
Иллюстрация к роману М. Горького "Фома Гордеев"
Художники Кукрыниксы. 1948-1949 гг
Слайд 10Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого
Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого
Вехи" раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа.
Однако слепота общества оказалась куда страшнее.
Николай Александрович Бердяев
Слайд 11Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции.
Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции.
Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.
Слайд 12Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного
Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного
Слайд 13Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной
Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной
Слайд 14Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие разнообразных видов искусства. Расцвет
Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное взаимодействие разнообразных видов искусства. Расцвет
Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф.О. Шехтель).
У истоков нового театра стояли К.С.Станиславский и В.И. Немирович- Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью
Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового театра состоялось при осуществлении постановки чеховской "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького составила основу его репертуара в первые годы существования. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм, оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.
Слайд 15В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной
Реализм
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной Реализм
Особенно важным для следующего поколения
реалистов оказался опыт А. Чехова.
А.П. Чехов. Ялта. 1903 г
Слайд 16Темы и герои реалистической литературы
Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков, несомненно, шире,
Темы и герои реалистической литературы
Тематический спектр произведений реалистов рубежа веков, несомненно, шире,
Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный материал ("Братья", "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других.
Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты
Слайд 17А. Куприн
И.А. Бунин
Евгений Замятин
А. Куприн
И.А. Бунин
Евгений Замятин
Слайд 18Жанры и стилевые особенности реалистической прозы
Значительно обновились в начале XX века жанровая
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы
Значительно обновились в начале XX века жанровая
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
Слайд 19Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно
Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно
Но в целом по философско- эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в.
Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего вопло.щает в себе серебряный век русской культуры.
Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.