Русская народная вышивка

Содержание

Слайд 2

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.

Вся женская половина

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина
русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Слайд 3

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла,

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла,
готовили приданое.

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

Слайд 4

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.
вышитым орнаментом.

Слайд 5

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки,

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки,
характер орнамента и его колорит.

В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Слайд 6

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие
разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

Слайд 7

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге
юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.

В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

Слайд 8

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.

Древние славяне считали,что жизнь человека имеет

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет
начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Слайд 9

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание.

Посмотрите, как

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как
решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Слайд 10

Декоративны птицы на вышивках полотенец.

Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки

Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской
– здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин
.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

Слайд 11

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен.

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен.
Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

Слайд 12

Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке

Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке
X века.

Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".

Слайд 13

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери
двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия.

Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы.
Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Слайд 14

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

Слайд 15

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов.

Парные

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры
фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки - белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом...

Слайд 16

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Слайд 17

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют
«месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей.

“Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Слайд 18

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения
в поколение.

“Круг” состоит из цветка - “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Слайд 19

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде
Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

Слайд 20

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.

Белый цвет связывался

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет
в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Слайд 21

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке
получает распространение техника работы крестом.

Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Слайд 22

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.

И.Е.Репин говорил: “ Только

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки
малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...”

Слайд 24

Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно

Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно
хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.
Имя файла: Русская-народная-вышивка.pptx
Количество просмотров: 123
Количество скачиваний: 0