Содержание
- 2. «А как рисунок есть начало и основание всем другим частям, который разграничивает краски и отличает предметы
- 3. Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Рисование как общеобразовательный предмет
- 4. До XVIII века основным методом обучения рисованию было копирование образцов, то есть копировальный метод. Как общеобразовательный
- 5. Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера
- 6. Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических
- 7. Это мы видим на каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей человеческого лица или всей
- 8. Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности. Вначале наносятся основные ориентиры
- 9. Вполне естественно, передовые люди России стали думать о создании специальных художественных заведений. В 1724 году А.
- 10. Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам: 1-я группа — с 6 до 9 лет, 2-я
- 11. В третьей группе изучались перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное
- 12. Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные
- 13. Cистема и методика обучения рисунку в России в XVIII веке была отличной от многих академий Западной
- 14. Пять стадий работы над рисунком с натуры гипсовой головы античной скульптуры. Афродита
- 15. Пять стадий работы над рисунком головы натурщика
- 16. Наброски головы в разных положениях
- 17. Четыре стадии работы над рисунком фигуры натурщика
- 18. Источники информации http://www.artacademy.spb.ru/index.htm http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html http://graphic.org.ru/ http://rosculture.ru/ Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 3. Москва, 1961.
- 19. Вопросы и задания Вопросы: Как вы думаете, почему рисунок одинаково важен для живописцев, скульпторов и архитекторов?
- 21. Скачать презентацию
Слайд 2«А как рисунок есть начало и основание всем другим частям, который разграничивает
«А как рисунок есть начало и основание всем другим частям, который разграничивает
«Своя мысль». Н.Н.Жуков1949
Понятие о совершенном живописце. СПб., 1789, с. 60.
Работу выполнил студент 3 к.03гр.: Планидин Н.С.
Преподаватель: Гудилина С.И.
Слайд 3Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно.
Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно.
Миниатюра из «Добрилова Евангелия».1164.
Инициалы из «Остромирова Евангелия». 1056-1057
Прорись.
Слайд 4До XVIII века основным методом обучения рисованию было копирование образцов, то есть
До XVIII века основным методом обучения рисованию было копирование образцов, то есть
Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам по военному и инженерному Делу, по медицине, ботанике и другим наукам. Необходимость овладения навыками рисования стала остро ощущаться почти во всех профессиях. Это понимал и глава государства. О. В. Михайлова пишет: «Есть сведения, что Петр I намеревался ввести рисование в школьное обучение вообще. Энергичный Петр и сам пытался обучаться рисунку и гравированию, беря уроки у Шхонебека».
В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Руководил этой школой вначале иконописец Григорий Одольский, а затем его брат Иван.
Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, — датчанин Д. Вухтерс, швейцарцы Георг и Мария Доротея Гзель, немецкий рисовальщик И. Гриммель, итальянец Б. Тарсия, француз Л. Каравак и многие другие.
Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Так, рисование было включено в число учебных предметов Морской академии (1715), хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале (1716), в Карповской школе феофана Прокоповича (1721), в Кадетском корпусе (1732), в гимназии при Академии наук (1747), в воспитательном училище при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764). В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками предусматривалось преподавание и «знатнейших художеств», и студенты, «буде охота есть», могли заниматься рисованием.
Каравак, Луи. Портрет Петра I. 1716.
Л. Каравак. Портрет императрицы Анны Ивановны. 1730.
Слайд 5Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана
Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана
Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию.
Титульный лист из пособия И. Д. Прейслера
Слайд 6Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и
Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и
Таблица из пособия И. Д. Прейслера
Слайд 7Это мы видим на каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей
Это мы видим на каждой таблице, идет ли разговор о рисовании частей
Таблицы из пособия И. Д. Прейслера
Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение.
Слайд 8Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности.
Методика построения изображения и анализа натуры, указывает Прейслер, должна подчиняться строгой последовательности.
Чтобы научиться быстро и хорошо улавливать движения человеческой фигуры, Прейслер предлагает ученику запомнить основные схемы движения.
Когда характер формы и движения найдены, нужно установить пропорции, для чего следует основательно ознакомиться с законами антропометрии. Прейслер предлагает основательно изучить те таблицы, где законы пропорций изложены и наглядно показаны. Однако, говорит художник-педагог, измерение и проверка пропорциональных отношений должны проходить не с помощью линейки и циркуля, а на глаз «Рисовальщик должен иметь циркуль в глазу, а резчик — в руках»
Слайд 9Вполне естественно, передовые люди России стали думать о создании специальных художественных заведений.
Вполне естественно, передовые люди России стали думать о создании специальных художественных заведений.
В 1755 году И. И. Шувалов вновь поднимает вопрос о необходимости создания Академии художеств и получает от Елизаветы согласие.
В 1756 году он едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомится с постановкой художественного образования во Франции. Возвратившись в Россию, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. 6 ноября 1757 года последовал указ Сената на имя куратора (Шувалова), в котором разрешалось ему, согласно его представлению, учредить Академию художеств. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург с шестнадцатью учениками.
Так в 1758 году по инициативе И. И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования.
Основным учебным предметом в академии должен был стать рисунок. В первом Уставе Академии художеств Шувалов писал: «Следовательно, к достижению всего вышеписанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благородных художествах желаемого совершенства достигнуть не может».
Слайд 10Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам: 1-я группа — с 6
Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам: 1-я группа — с 6
В первой группе, помимо общеобразовательных дисциплин, практиковалось рисование с оригиналов, гипсов и с натуры. Рисование начиналось со знакомства с техникой и технологией. Карандаш требовалось держать дальше от очищенного конца, что давало большую свободу и подвижность руки. Образцами в оригинальных классах служили гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии, а также и рисунки особо отличившихся учеников.
Особой популярностью у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки. Выразительность Линий в его рисунках помогала учащимся наглядно видеть и понимать пластику форм. Множество рисунков для оригинального класса сделали Г. Ф. Шмидт, А. П. Лосенко.
Рисунки Греза
Г. Ф. Шмидт. Рисунок-оригинал
А. П. Лосенко. Рисунок-оригинал
Слайд 11В третьей группе изучались перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры,
В третьей группе изучались перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры,
Родчев. Натурщик
Во второй группе рисовали с оригиналов, гипсов и с натуры. К концу года ученика начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры (академии), вначале гипсовые, а затем живые. С натуры рисовали орнаменты и гипсовые головы.
Ф. Ф. Репнин. Рисунок с оригинала
Слайд 12Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него
Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него
Чтобы досконально заучить фигуру, ученику приходилось рисовать одну и ту же постановку несколько раз. Известно, что К. П. Брюллов сделал сорок рисунков с группы Лаокоона. Мастерство было настолько велико, что некоторые академики могли начать рисунок с любого места. Так, виртуоз академического рисунка Егоров мог нарисовать человеческую фигуру наизусть одной линией, не отрывая карандаша от бумаги, начиная с мизинца ноги.
Зевс. учебный рисунок.
Апоксиомен. учебный рисунок.
Слайд 13Cистема и методика обучения рисунку в России в XVIII веке была отличной
Cистема и методика обучения рисунку в России в XVIII веке была отличной
Ф. А. Бруни. Академический рисунок
Слайд 14 Пять стадий работы над рисунком с натуры гипсовой головы античной скульптуры.
Афродита
Пять стадий работы над рисунком с натуры гипсовой головы античной скульптуры.
Афродита
Слайд 15Пять стадий работы над рисунком головы натурщика
Пять стадий работы над рисунком головы натурщика
Слайд 16Наброски головы в разных положениях
Наброски головы в разных положениях
Слайд 17Четыре стадии работы над рисунком фигуры натурщика
Четыре стадии работы над рисунком фигуры натурщика
Слайд 18Источники информации
http://www.artacademy.spb.ru/index.htm
http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html
http://graphic.org.ru/
http://rosculture.ru/
Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 3. Москва, 1961.
Школа изобразительного
Источники информации
http://www.artacademy.spb.ru/index.htm
http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html
http://graphic.org.ru/
http://rosculture.ru/
Школа изобразительного искусства в девяти выпусках. Выпуск 3. Москва, 1961.
Школа изобразительного
Дети. Рисунки Н.Н.Жукова. Москва 1962.
Серов. Автопортрет.
Слайд 19Вопросы и задания
Вопросы:
Как вы думаете, почему рисунок одинаково важен для живописцев,
Вопросы и задания
Вопросы:
Как вы думаете, почему рисунок одинаково важен для живописцев,
По современной методике или по методике 18 века вы бы хотели заниматься?
В чем преимущества и недостатки этих методик?
Можно ли в ахроматическом рисунке увидеть (почувствовать) цвет?
Задания:
Проанализируйте поэтапное выполнение рисунка гипсовой головы и головы натурщика. В чем заключается задача каждого этапа?
Выполните конструктивную зарисовку головы человека и быстрый эмоциональный набросок. Сравните результаты.