Содержание
- 6. С приходом зимы девушки собирались на посиделки, вечёрки. Вскладчину снимали они избу, где вечерами пряли, вышивали,
- 7. Принарядившиеся молодые парни обходили все избы с посиделками в своей и ближайших деревнях. Будущие женихи чинно
- 8. Настоящее веселье начиналось незадолго до Нового года. В «золотые вечера» святок молодежь пела, играла до утра.
- 9. Одним из главных святочных развлечений было ряжение. Молодые и пожилые, женатые и холостые рядились медведями, стариками,
- 10. Повсюду ряженые «водили козу». Животное это считалось символом плодородия, жизненной силы: «Где коза ходит – там
- 11. Помимо ряженых все дома в деревне обходили группы молодёжи, детей, которые пели специальные песни – колядки
- 12. В награду колядовщики требовали угощения: «Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь
- 13. В некоторых сёлах на святках разыгрывали целые театральные представления. Постановка «Царя Максимилиана и непокорного сына его
- 14. Общую симпатию зрителей вызывал Адольф, не желавший изменить своей вере, как того требовал отец, женившийся на
- 15. В западных районах России и в Сибири со святками связано ещё одно развлечение: вертепный театр. С
- 16. Святки – традиционная пора девичьих гаданий. Гадали много и разными способами. Например, ходили «слушать» за деревню
- 17. Вносили в избу курицу и смотрели, что она станет клевать в первую очередь: зерно – к
- 18. Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась
- 19. Ни одни святки не обходились без гадания под подблюдные песни. Под пение не глядя вынимали чьё-нибудь
- 20. Заканчивались святки Новым годом. Он отмечался торжественно и серьёзно. Вся семья собиралась за столом, на который
- 21. Зимние праздники заканчивались хмельной, разгульной, весёлой масленицей, главной приметой которой были блины – дома, в гостях,
- 22. В промежутках между обильной едой и бесчисленными блинами обязательно катались на тройках вокруг деревни (по солнышку)
- 23. Готовясь к масленице, устраивали ледяные горы и всю неделю катались с них. Считалось, чем веселее катание,
- 24. С особым азартом включались стар и мал в оборону или взятие снежного городка. Сражение было мужским
- 25. Молодые мужики и парни носили по улицам укреплённое на палке горящее колесо – символ яркого, жгучего
- 26. Масленица – это проводы зимы, которую изображали в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В
- 27. А в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками проносили чучело по деревне и сжигали
- 28. Проводив масленицу-зиму, все с нетерпением ждали тепла. И чтобы ускорить приход весны, хозяйки в марте пекли
- 29. Вызывание весны было обязанностью девушек. Нарядившись, они влезали на крыши или выходили на пригорки и звонкими
- 30. Важным весенним праздником считался Егорьев день (6 мая). К этому дню обычно приурочивался первый выгон скота
- 31. Пасхальная неделя целиком посвящалась встрече весны. Языческий праздник пробуждения природы лежит в основе христианского мифа о
- 32. Молодёжь устраивала хороводы. К концу прошлого века вошла в моду кадриль, в которую деревенские танцоры внесли
- 33. «Весна пришла – игра пошла», – говорит пословица. И действительно, после трудной работы в огороде, на
- 34. Гоняли мяч и вышибали соперников в лапте…
- 35. Наступали двумя партиями друг на друга в игре: «А мы просо сеяли, сеяли…»
- 36. Следующий крупный календарный праздник – Троица и Семик. Это встреча лета, праздник зеленеющей земли. Украшали молодые
- 37. В Семик (четверг перед Троицей) завивали берёзки – связывали ветки в кольцо, через которое девушки и
- 38. Очень распространено было гадание по венкам, спущенным на воду: утонет – к смерти, сразу прибьётся к
- 39. Существовал обычай делать в Семик чучело или даже два – Семика и Семичиху. Их сажали под
- 40. Яркий праздник огня, буйной зелени, мощи природы, радости жизни отмечали в середине лета: в день Ивана
- 41. Иван Купала делил год пополам. По поверьям крестьян, в эту самую короткую ночь года нельзя спать,
- 42. Главным обрядом купальской ночи было разведение очищающих костров. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее
- 43. Рядом с огнём всегда мыслилась вода, и на Купалу принято было обливать друг друга водой –
- 44. Характерна примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Широко бытовало поверье,
- 45. В эту пору собирали лекарственные травы: Ивановой ночью они наполнялись особой целебной силой.
- 46. Купальским цветком считался Иван-да-Марья. Им устилали пол в избе, его вплетали в венки, им украшали окна
- 47. Работой и праздником была для крестьянина жатва. Часто несколько семей объединялись для совместной работы на полях.
- 48. Собственно в праздник превращался конец жатвы. На поле оставляли небольшую «горсть» несрезанных колосьев, перевязывали их лентой
- 49. Последний сноп украшали и торжественно вносили в избу, сохраняя его до Нового года.
- 51. Скачать презентацию