Содержание
- 2. Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и
- 3. Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды,
- 4. Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» — так называли его
- 5. Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник» — верхняя наплечная одежда, как правило из
- 6. Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и
- 7. Я праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом и украшениями входили и
- 8. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).
- 9. Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда главным средством передвижения были
- 10. Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана. Душегрея — женская короткая одежда
- 11. В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благосостояния своего владельца, оповещали о
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать
Национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать
А какие наряды надевали в праздники?
Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты — тем богаче считался хозяин дома и тем больший почет был хозяйке.
Слайд 3Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее одевали мужчины, женщины и дети.
В южнорусском женском костюме или понёвном комплексе самой главной деталью была понёва.
Понёва — это прабабушка современной юбки. Понёва непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор.
В понёвном комплексе особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.
Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом.
Хвалят на девке шелк, когда на самой девке есть толк.
Слайд 4Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник»
Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник»
Передник всегда щедро украшался вышивкой и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое слово «красный» означало одновременно и красивый. Красный цвет кроме того считался магическим.
Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
По одежке встречают, по уму провожают.
Слайд 5Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник» — верхняя наплечная
Одеждой замужней женщины в некоторых районах России был «навершник» — верхняя наплечная
Сейчас мы подобную одежду назвали бы демисезонной, поскольку одевали ее обычно осенью или весной и носили поверх рубахи, поневы и передника.
Навершник всегда старались как-то украсить — вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками. Навершник не подпоясывали.
Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые часто украшались вышивками.
У бабы рубашки- те же мешки: рукава завяжет да чего хочешь положи.
Слайд 6Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко
Северорусский костюм или, как его еще называют, женский сарафановый комплекс был широко
Изготавливался сарафан из холста, домотканного сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи.
Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.
Слайд 7Я праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом
Я праздничный девичий наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном, кокошником, поясом
А в ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.
Девичья коса- всему миру краса.
Слайд 8Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются
Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются
Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки.
Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком.
Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры (передцы) вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти.
Друг лучше старый,
а платье новое.
Слайд 9Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда
Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда
Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь и тулупы. Полы тулупа заходили одна на другую, а подвязывали его ярким поясом. На полушубках часто выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов.
В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом. В холодную пору важно было ноги держать в тепле и поэтому ни один путник не хотел бы остаться в метель без валенок, а если мороз лютовал больше обычного, то опытные ямщики имели про запас даже меховую обувь.
Шуба тепла и мохната- жить вам легко и богато.
Слайд 10Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.
Душегрея
Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.
Душегрея
погоду, иногда отточенная мехом с застежкой спереди.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Китайка —хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Кожух — верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы. Косоворотка — мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку.
Крашенник — специалист, умелец в покраске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.
Кумач — хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет
Кушак, или пояс —обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды.
Словарик
Слайд 11В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благосостояния
В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благосостояния
Онучи —кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент — золотая, серебрянная или мишурная тесьма, золототканная лента, повязка, обшивка.
Рубище — грубая, толстая будничная одежда.
Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Сермяга— так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканного сукна — сермяжным.
Телогрея — женская верхняя одежда, которая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.
Убрус — нарядный женский головной убор, свадебная фата.