Русское устное народное творчество и литература Древней Руси (лекция №1)

Содержание

Слайд 2

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРА
1. Шафранская Э.Ф.  Устное народное творчество : учебник и практикум. -

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРА 1. Шафранская Э.Ф. Устное народное
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 346 с. - (Высшее образование).
2. Соколов Ю.М. Русский фольклор (устное народное творчество) // Учебник для вузов. В 2 ч. Изд 5-е, пер. и доп. - Люберцы: Юрайт, 2019.
3. Аникин В.П.  Устное народное творчество [Электронный ресурс] : учебник в электронном формате. - М.: Академия, 2014.
4. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1967. – 319 с.
5. Кравцов Н.И. Проблемы теории фольклора // Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – 239 с.

Слайд 3

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ХРЕСТОМАТИИ

Русское устное народное творчество. Хрестоматия. Учеб. пособие

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ХРЕСТОМАТИИ Русское устное народное творчество. Хрестоматия.
/ Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина.— М.: Высш. шк., 2006. — 1127 с.
Круглов Ю.Г. (ред.) Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике / Учебное пособие. – Сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; Под ред. Ю.Г. Круглова. — М.: Высшая школа, 2003. — 710 с. 
Русское устное народное творчество: Хрестоматия / Сост. А.В. Кулагина. - М.: Изд-во РАО, 1996. – 798 с.
Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1971. — 416 с.
Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум: Учеб.пособие для вузов / Сост. Травников С.Н., Июльская Е.Г., Райкова И.Н., Ольшевская Л.А.. – М.: Академия, 2007. – 398 с. (Высшее профессиональное образование: Филология)

Слайд 4

Практическая работа 1 Тема 1.1: ФОРМЫ ДРЕВНЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ НАРОДНОЙ

Практическая работа 1 Тема 1.1: ФОРМЫ ДРЕВНЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ НАРОДНОЙ
ПРОЗЫ

Цель – анализ форм древнего мировоззрения в различных произведениях русского устного
народного творчества, формирование навыка самостоятельной записи и анализа текстов
русского устного народного творчества
Форма проведения - семинар, творческое задание
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
1. Двоеверие устного народного творчества.
2. Магия, анимизм, тотемизм, антропоморфизм устного народного творчества.
3. Загадки, пословицы и поговорки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Шафранская Э.Ф.  Устное народное творчество : учебник и практикум. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 346 с. - (Высшее образование).
2. Соколов Ю.М. Русский фольклор (устное народное творчество) // Учебник для вузов. В 2 ч. Изд 5-е, пер. и доп. - Люберцы: Юрайт, 2019.

Слайд 5

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПЛАН

Устное народное творчество как словесная часть фольклора.
Возникновение

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПЛАН Устное народное творчество как словесная
фольклора и устного народного творчества.
Полемические определения фольклора (московской и ленинградской школ).
Синкретизм устного народного творчества и другие специфические особенности.
Фольклористика и смежные науки.
Роды и жанры устного народного творчества.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА
Термин «фольклор» (англ. folk-lore - «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения художественной (предания, танцы, музыка и так далее) и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – словесная часть фольклора
МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ФОЛЬКЛОРА
ТРУД →РИТМ→ СЛОВО
Один из древнейших жанров устного
народного творчества – трудовые песни.

Слайд 6

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА

Слайд 7

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СИНКРЕТИЗМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДРУГИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СИНКРЕТИЗМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДРУГИЕ
ОСОБЕННОСТИ

Устное народное творчество имеет свои специфические особенности: синкретизм, утилитарность, двоеверие, коллективность и анонимность, устную форму бытования, народность, историзм, традиционность, вариативность и импровизацию.
Синкретизм – первичная нерасчленённость, слитность разных видов духовной деятельности и разных видов искусства.
Фольклористика и смежные дисциплины
Наука, изучающая фольклор и устное народное творчество, - фольклористика.
Фольклористику можно рассматривать как часть литературоведения.

Слайд 8

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СИНКРЕТИЗМ И ДРУГИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Утилитарность - стремление

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СИНКРЕТИЗМ И ДРУГИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Утилитарность
воздействовать на окружающий мир и людей.
Двоеверие – соединение элементов язычества и христианства.
Коллективность и анонимность, устная форма бытования
Устное народное творчество и авторская литература: слушатель/исполнитель, автор/читатель
ЛИТЕРАТУРА
Автор→ Текст (книга) ←Читатель ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)
Слушатель ↔ Исполнитель
Народность – отражение общенародной системы ценностей.
Историзм – отражение особенностей социальных и бытовых
отношений в определённый период истории.
Традиционность – постоянство, повторяемость, неизменность.
Вариативность – изменчивость.
Импровизация – индивидуальная особенность исполнителя.

Слайд 9

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА РОДЫ И ЖАНРЫ РУССКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ЛЕКЦИЯ №1 СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА РОДЫ И ЖАНРЫ РУССКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Слайд 10

ЛЕКЦИЯ №1. СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА БЫТОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

ЛЕКЦИЯ №1. СПЕЦИФИКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА БЫТОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Имя файла: Русское-устное-народное-творчество-и-литература-Древней-Руси-(лекция-№1).pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0