Русское художественное объединение

Содержание

Слайд 2

Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже

Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже
XIX—XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960).

Слайд 3

Мировоззренческие установки ведущих деятелей ««Мир искусства» во многом зависели от их острого

Мировоззренческие установки ведущих деятелей ««Мир искусства» во многом зависели от их острого
неприятия господствующего антиэстетизма современного общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности.

Слайд 4

Теоретики ««Мир искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности. отводя т. о. искусству роль

Теоретики ««Мир искусства» выдвигали принцип эстетизации действительности. отводя т. о. искусству роль
своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности мастеров ««Мир искусства» проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к искусству прошлого (ретроспективизм), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями современного искусства.

Слайд 5

Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они огвергали как академизм, так

Декларируя независимость искусства и отрицая его тенденциозность, они огвергали как академизм, так
и творчество передвижников, выступали с критикой эстетики русских революционных демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова.

Слайд 6

Для представителей ««Мир искусства» характерно также постоянное обращение наряду с историческим к

Для представителей ««Мир искусства» характерно также постоянное обращение наряду с историческим к
«сочинённому» (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, сказочному, эротическому.

Слайд 7

Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства

Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства
Сергея Павловича Дягилева (1872 — 1929) «Сложные вопросы. Наш мнимый упадок». Основной целью художественного творчества объявлялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.

А. Бенуа.С. П. Дягилев

Слайд 8

Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и

Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и
литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возобновление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно переключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка.

К. Сомов. А.. Блок.

Слайд 9

Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и

Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и
оформлением театральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

А. Бенуа. Арлекинада.
Заставка для журнала «Золотое руно» 1906.

Слайд 10

Лучшие произведения Бенуа графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А.

Лучшие произведения Бенуа графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А.
С. Пушкина «Медный всадник» (1903—1922 гг.). Главным «героем» всего цикла стал Петербург: его улицы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен.

А. Бенуа. «Медный всадник»

Слайд 11

Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного

Творчеству Бенуа близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного
к нему и этим убивающего его.

А. Бенуа. Итальянская комедия. 1906.

Слайд 12

Оформление театральных спектаклей -- самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста

Оформление театральных спектаклей -- самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста
(настоящая фамилия Розенберг; 1866—1924). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907— 1914 гг. — своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым.

Л. Бакст.Эскиз декорации.

Слайд 13

Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса,

Бакст выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса, сюите
сюите «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси и другим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самостоятельными графическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь на систему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа, глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество.

Л. Бакст.Эскиз костюма.

Слайд 14

Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к

Одной из главных тем для многих мастеров «Мира искусства» стало обращение к
прошлому, тоска по утраченному идеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие, и прежде всего период рококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём творчестве — они привлекли внимание публики к подлинному искусству XVIII в., фактически заново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонара и своих соотечественников — Фёдора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

Е. Лансере.

Слайд 15

С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и

С образами «галантного века» связаны работы Бенуа, в которых версальские дворцы и
парки представлены как прекрасный и гармоничный, но покинутый людьми мир.

А. Бенуа.

Слайд 16

Евгений Евгеньевич Лансере (1875— 1946) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в,

Евгений Евгеньевич Лансере (1875— 1946) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в,
выражая радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Е. Лансере. Петербург 18 века.

Слайд 17

С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869—1939).

С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869—1939).
Он рано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекций Эрмитажа).

Закончив Академию художеств, молодой мастер стал великолепным знатоком старой живописи. Сомов блистательно имитировал её технику в своих картинах.

К. Сомов. Каток.1915.

Слайд 18

Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной

Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной
сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновь оживают персонажи Ватто — дамы в пышных платьях и париках, актёры комедии масок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружённые ласкающим сиянием предзакатного света.

К. Сомов.

Слайд 19

Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая

Ностальгическое восхищение прошлым Сомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая
работа «Дама в голубом» (1897—1900 гг.) — портрет современницы мастера художницы Е. М. Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне поэтичного пейзажного парка. Но идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной, существующей только в воображении художника.

К. Сомов. Дама в голубом.

Слайд 20

Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957) сосредоточил своё внимание главным образом на городском пейзаже.

Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957) сосредоточил своё внимание главным образом на городском пейзаже.
Его Петербург в отличие от Петербурга Бенуа лишён романтического ореола. Художник выбирает самые непривлекательные, «серые» виды, показывая город как огромный механизм, убивающий душу человека.

М. Добужинский. Петербург. 1914.

Слайд 21

Композиция картины «Человек в очках» («Портрет К. А. Сюннерберга», 1905—1906 гг.) строится

Композиция картины «Человек в очках» («Портрет К. А. Сюннерберга», 1905—1906 гг.) строится
на противопоставлении героя и города, который виден сквозь широкое окно. За яркостью красок выступает «механическая» унылость городских домов. Герой отрешён, погружен в себя, в его в лице нет ничего, кроме усталости и опустошённости.

М. Добужинский.
Человек в очках
1905-1906.

Слайд 22

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955). Ей принадлежала главная роль в деле возрождения в

Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955). Ей принадлежала главная роль в деле возрождения в
России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда.

Слайд 23

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967).Ее произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967).Ее произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что
русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью обогащены влиянием произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения.

З.Серебрякова. Крестьяне. 1914.

Слайд 24

В период Революции 1905—07 художники-мирискусники (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как

В период Революции 1905—07 художники-мирискусники (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как
мастера политической сатиры.

Е. Лансере.

Имя файла: Русское-художественное-объединение.pptx
Количество просмотров: 148
Количество скачиваний: 0