Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Содержание

Слайд 2

Краткая биография

Родился 3 ноября 1887 года в Воронеже.
Фамилия Маршак является

Краткая биография Родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Фамилия Маршак является
сокращением, с иврита ‒ «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» и принадлежит потомкам этого известного раввина и талмудиста (1624—1676).
Формированию Маршака как детского писателя способствовали два важных события в биографии.
В 1899—1906 гг. учился в острогожской гимназии (под Воронежем), где впервые начал писать стихи и его учитель считал его вундеркиндом.
Одна из поэтических тетрадей попала в руки Владим. Вас. Стасова, известного русского критика и искусствоведа.
2. Поездка в Англию в 1912 году, учеба в Лондонском университете.
Во время путешествия познакомился со «Школой простой жизни», основанной педагогом Филиппом Ойлером.
В 1915 в Острогожске, опрокинув на себя самовар с кипящей водой, скончалась от ожогов дочь Натанаэль (родилась в 1914 году в Англии).

Слайд 3

Краткая биография

В 1914 г. Маршак вернулись в Россию. Был воспитателем сначала

Краткая биография В 1914 г. Маршак вернулись в Россию. Был воспитателем сначала
в детской колонии на берегу Онежского озера, а потом в Краснодаре, где создавал «Детский городок». Именно там началась его работа – автора пьес-сказок. Параллельно является основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет).
В 1922 году Маршак был вызван для работы в Петроград, где получил должность заведующего литературной частью ТЮЗа.

Слайд 4

Пединститут дошкольного образования,
«студия» детских писателей
исследовательницы детского фольклора Ольги Иеронимовны Капицы

Пединститут дошкольного образования, «студия» детских писателей исследовательницы детского фольклора Ольги Иеронимовны Капицы
,
ставшая ленинградской редакцией Детиздата.
Сначала «студия» выпускала небольшой альманах «Воробей» (1923-1924),
затем - больший по объему журналу «Новый Робинзон» (1924-1925).
В них печатались:
Редактор:
Ленинградской редакцией Детгиза,
Ленгосиздата,
издательством «Молодая гвардия».
Член редколлегии журналов «Чиж» и «Ёж».
Вёл «литературный кружок» (при ленинградском Дворце пионеров).
В 1934 году на Первом съезде советских писателей С. Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления Союза писателей СССР.

Слайд 5

Особенности поэтики

Четкая, «прозрачная» композиция стихотворения, напоминающая кумулятивную сказку
В «Сказке о

Особенности поэтики Четкая, «прозрачная» композиция стихотворения, напоминающая кумулятивную сказку В «Сказке о
глупом мышонке»: «Побежала мышка-мать, /Стала утку в няньки звать <…> Побежала мышка-мать, /Стала жабу в няньки звать…»;
«Нет, твой голос не хорош...».
Многочисленные повторы
(«Вчера и сегодня», «Детки в клетке», «Пожар», «Почта», «Багаж»).
Стихотворения большие и сюжетные;
композиции стихотворения, не теряя цельности, разбивается на ряд маленьких стихотворений, легких для запоминания, законченных в своей выразительности.
«По проволоке дама / Идет, / как телеграмма» («Цирк»).

Слайд 6

Особенности поэтики

Каждый поворот сюжета внутри одного стихотворного произведения сопровождается изменением стихотворной

Особенности поэтики Каждый поворот сюжета внутри одного стихотворного произведения сопровождается изменением стихотворной
формы —
размера,
ритма,
изменением интонации рассказчика.
«Почта»:
письмо в поезде:
«Пакéты по пóлкам /Разлóжены с тóлком, /В дорóге разбóрка идéт, / И двá почтальóна/ На лáвке вагóна /Качáются нóчь напролéт».
в центре Лондона: «По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит / Шагает быстро мистер Смит / В почтовой синей кепке, / А сам он вроде щепки».
в Бразилии:
«Под пальмами Бразилии, / От зноя утомлен, / Шагает дон Базилио, / Бразильский почтальон…».

Слайд 7

Особенности поэтики

Энергичный стих, в котором главное значение приобретал глагол.
«Пожар»:
Приоткрыла

Особенности поэтики Энергичный стих, в котором главное значение приобретал глагол. «Пожар»: Приоткрыла
дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Динамична каждая строфа,
упруг ритм,
отчетливо звучит каждое слово:
«Мой / Веселый, / Звонкий / Мяч, / Ты куда / Помчался / Вскачь?»
(«Мяч»)

Слайд 8

Особенности поэтики

Элементы фольклора,
жанры «считалок», «дразнилок», «загадок».
«Мяч»:
«Лопнул, / Хлопнул – /

Особенности поэтики Элементы фольклора, жанры «считалок», «дразнилок», «загадок». «Мяч»: «Лопнул, / Хлопнул
Вот и все!»
«Ты / Пятнадцать /Раз / Подряд / Прыгал / В угол / И назад».
«Усатый-полосатый»:
«Жила-была девочка. Как ее звали? <...> Сколько ей было лет? почему у «дочки» «мохнатые лапы, а усы – как у папы?».
«Вчера и сегодня»:
«Речка спятила с ума – / По домам пошла сама»

Слайд 9

Особенности поэтики

Традиция нонсенса:
небылицы:
«Вот какой рассеянный»:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок

Особенности поэтики Традиция нонсенса: небылицы: «Вот какой рассеянный»: Вместо шапки на ходу
на пятки
Натянул себе перчатки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
языковой игры
языковая игра – сознательное нарушение норм языка
или речевого поведения
с целью создания шуточной ситуации.
В текстах детской литературы способствует закреплению у ребенка:
знания норм языка,
развитию речи, языковой интуиции, чувства юмора, воображения.
«Вагоноуважаемый Вагоноуважатый,…
Нельзя ли у трамвала / Вокзай остановить?»

Ирония, анекдотический сюжет
(«Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный»).

Слайд 10

Особенности тематики и жанров

Создание публицистической поэзии для детей на темы труда и гражданского

Особенности тематики и жанров Создание публицистической поэзии для детей на темы труда
воспитания («Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер в снегу»).
Элементы документально-публицистического очерка:
темы и сюжеты остро современны и представляют собой энциклопедию человеческих знаний, выраженных в форме запоминающихся, серьезных и смешных образов (напр., «Откуда стол пришел?», «Что мы сажаем, сажая леса?», «Вчера и сегодня»).
«Мороженое»:
Взял мороженщик лепешку,
Сполоснул большую ложку,
Ложку в банку окунул,
Мягкий шарик зачерпнул,
По краям пригладил ложкой
И накрыл другой лепешкой
Политические памфлеты для дошкольников / мл. школьников с темой столкновения двух миров — социализма и капитализма («Мистер-Твистер»).