Серебряный век. Течения в современной русской прозе и поэзии.

Содержание

Слайд 2

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век».

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век».
Определение «Серебряный век» было введено в 1933 году Н. А. Оцупом в парижском журнале русской эмиграции «Числа». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами: В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода считают 1915 год.

Слайд 3

Серебряный век опирался на модернистские течения:

Серебряный век опирался на модернистские течения:

Слайд 4

Модернизм

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование художественных

Модернизм МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование
тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. В критике прошедшего столетия понятие «модернизм» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Представители: Ф. Сологуб, Л. Андреев.

Слайд 5

Федор Сологуб

СОЛОГУБ (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863-1927), русский писатель. Сборник стихов

Федор Сологуб СОЛОГУБ (наст. фам. Тетерников) Федор Кузьмич (1863-1927), русский писатель. Сборник
«Пламенный круг» (1908) отмечен мотивами отчаяния, индивидуализма. В романе «Мелкий бес» (1905) гротескное изображение русской провинциальной жизни; переводы.

Слайд 6

Леонид Андреев

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический и

Леонид Андреев АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), русский писатель. Ранние рассказы носили демократический
реалистический характер («Бергамот и Гараська», 1898). Сочувствуя революционерам («Рассказ о семи повешенных», 1908), изображал революцию как стихийный бунт («Савва», 1906); кризис религиозного сознания — в повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904); безумие и ужас войны — в рассказе «Красный смех» (1905). Наряду с бытовой драмой «Дни нашей жизни» (1908) — философско-аллегорические трагедии («Жизнь человека», 1907; «Анатэма», 1908).

Слайд 7

Цель модернизма:

Создание поэтической культуры содействующей духовному возрождению человечества, преобразование мира средствами искусства.
Особая

Цель модернизма: Создание поэтической культуры содействующей духовному возрождению человечества, преобразование мира средствами
роль отводилась автору, художнику – роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Слайд 8

Символизм

С греч. – знак, символ. Это направление сосредоточено на художественном выражении посредством

Символизм С греч. – знак, символ. Это направление сосредоточено на художественном выражении
символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.

Слайд 9

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта
при помощи образов – символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества.

Символизм

Старшие
символисты

Младо -
символисты

Слайд 10

1890 – е гг. « Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З.

1890 – е гг. « Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З.
Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Ф. Сологуб.
Идеолог: Д. Мережковский
Учитель: В. Брюсов
1900г «Младосимволисты»:А. Белый, А. Блок, В. Соловьев, Вяч.Иванов.
Теоретик: А. Белый

Слайд 11

Константин Бальмонт

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ «Я»,

Константин Бальмонт БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ
игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданного целостного «солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал.

Слайд 12

Александр Блок

Начинал как поэт-символист («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса символизма

Александр Блок Начинал как поэт-символист («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса
провозгласил в драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916). Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), в публицистике.

Слайд 13

Андрей Белый

БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один из

Андрей Белый БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один
ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза.

Слайд 14

Акмеизм

АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в

Акмеизм АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение
русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Годы существования 1913 - 1914
Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев, С. Городецкий.
Поэты проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

Слайд 15

Николай Гумилев

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один из

Николай Гумилев ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. В 1910-е гг. один
ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер», 1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Расстрелян как участник контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

Слайд 16

Осип МАНДЕЛЬШТАМ

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 (15) января 1891, Варшава — 27 декабря

Осип МАНДЕЛЬШТАМ МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3 (15) января 1891, Варшава — 27
1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком], русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Слайд 17

Анна Ахматова

АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889, Большой

Анна Ахматова АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23) июня 1889,
Фонтан, близ Одессы — 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.

Слайд 18

Футуризм

С лат. – будущее
Представители: братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский.
В дек. 1912г.

Футуризм С лат. – будущее Представители: братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский.
появилась первая декларация футуристов в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Слайд 20

Владимир Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1939). В 1911 завязывается дружба В.В. Маяковского с

Владимир Маяковский Владимир Владимирович Маяковский (1893-1939). В 1911 завязывается дружба В.В. Маяковского
художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея» (смотри Футуризм). С 1912 В. Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Слайд 21

Велимир Хлебников

Хлебников Виктор Владимирович (1885-1922). Печататься начал в 1910-е гг., входил в

Велимир Хлебников Хлебников Виктор Владимирович (1885-1922). Печататься начал в 1910-е гг., входил
литературное объединение «Гилея». В начале литературного пути разделял панславистские иллюзии, был и под влиянием Вл. Соловьева, Вяч. Иванова и М. Кузмина. Примыкая к кубофутуристам, называл себя Будетлянином. Мировоззренчески оставался непонятым соратниками (это они составили и издали его книги «Ряв!», 1913; «Творения», т. 1, «Изборник стихов», оба 1914). Всю жизнь занимался «осадами» времени, слова и социальных проблем человечества (сборники «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне», 1914, и «Время—мера мира», 1916; «сверхповесть» «Зангези», 1920-22; итоговые «Доски судьбы», 1920-22, лишь часть их опубликована посмертно).

Слайд 22

Василий Каменский

КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1961), русский поэт. Один из первых русских пилотов;

Василий Каменский КАМЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1961), русский поэт. Один из первых русских
ввел в обиход слово «самолет». В раннем творчестве — футурист. Романтические поэмы «Стенька Разин» (1912-20), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934). Пьесы.

Слайд 23

Борис Пастернак

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960). В 1914 поэт входит в футуристическую

Борис Пастернак Пастернак Борис Леонидович (1890-1960). В 1914 поэт входит в футуристическую
группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, — мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» — стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).

Слайд 24

Николай Асеев

Асеев Николай Николаевич (1889-1963). На раннее творчество поэта оказали влияние символисты,

Николай Асеев Асеев Николай Николаевич (1889-1963). На раннее творчество поэта оказали влияние
прежде всего К. Д. Бальмонт, а также немецкие романтики (Э. Т. А. Гофман). Был знаком с В. Я. Брюсовым, Вяч. И. Ивановым, С. П. Бобровым. Вместе с Пастернаком входил в близкую к футуристам группу «Центрифуга».
Имя файла: Серебряный-век.-Течения-в-современной-русской-прозе-и-поэзии..pptx
Количество просмотров: 321
Количество скачиваний: 0