Слайд 2ВЕЛИКОУСТЮ́ЖСКОЕ ЧЕРНЕ́НИЕ ПО СЕРЕБРУ́
— русский народный художественный промысел, сложился в XVII
веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).
Слайд 4ТЕХНОЛОГИЯ
В изделии гравируются, чеканятся или протравливаются небольшие углубления.
В получившийся узор вплавляют состоящий
из серебра, меди, свинца и серы сплав.
Известны различные вариации приготовления сплава, его наложения и оплавления.
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ЧЕРНЕНИЯ В ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ
Устюжское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ
московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.
Слайд 8ИСТОРИЯ
Чернение на Руси появилось в Х веке, однако широкое развитие получило только
в ХVII.
А со второй половины XVII века Великий Устюг занимает в этом искусстве ведущее положение в России.
Наибольший рассвет искусство чернения в Великом Устюге достигает в XVIII веке, а к его середине относится и первое упоминание об устюжском чернении в официальных бумагах: устюжанина Михаила Климшина (по другим источникам — Климушкина)
Слайд 11ИСТОРИЯ
В 1762 году в городе открывается фабрики братьев Поповых.
С середины ХVIII века
в устюжских работах начинает ощущаться влияние распространённого в то время в Европе барокко. Характерные для мастеров Устюга сложные сюжетные композиции оформляются пышным обрамлением. Популярность приобретают охотничьи и пасторальные сюжеты.
Но уже с 80-х годов ХVIII века в работах начинают превалировать сюжеты, характерные для строгого классицизма, в соответствии с канонами которого оформление становится также гораздо строже, часто используются практически документальные изображения городов и даже географических карт.
Слайд 14ИСТОРИЯ
В середине XIX века в произведениях ведущих мастеров (например, М. И. Кошкова)
часто используется сплошь покрывающий поверхность изделия растительный узор, с использованием резких контрастов. Однако к концу ХIХ века, частные ремесленники Великого Устюга оказались не в состоянии конкурировать с крупными столичными фабриками, что ознаменовало закат устюжского чернения.
Слайд 15XX—XXI ВЕКА
В 1933 году в Великом Устюге М. П. Чирковым основывается артель
«Северная чернь». Первоначально в ней изготовляется незатейливый ширпотреб: подстаканники, ложки и т. п., украшенные лишь простым цветочным орнаментом. Однако, начиная с 1936 года, художественным руководителем артели становится Е. П. Шильниковский, сумевший восстановить забытые традиции, а также сделавший и ряд нововведений, одним из которых явилось создание литературных коллекций, основанных на произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова.
Слайд 17XX- XXI ВЕКА
Под руководством Шильниковского устюгское чернение возрождается и достигает небывалых успехов
— в 1937 году на всемирной выставке в Париже великоустюжское чернённое серебро было награждено Большой Серебряной медалью и дипломом (за серию предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений).
Слайд 19XX- XXI ВЕКА
В 1961 году артель, сохраняя своё название, преобразовывается в фабрику,
а затем в завод. Отличительной особенностью этого периода является обращение к традициям старины: кроме ставших привычными предметов на предприятии изготавливают чарки, братины и т. п. Для украшения произведений в основном используются крупные растительные узоры, с включёнными в них птицами, сказочными и мифологическими существами.
Слайд 21Благодаря всемирной славе, «Северная чернь» в советские времена постоянно получает правительственные заказы,
большинство из которых выполняется по рисункам Шильниковского. На предприятии выпускаются произведения, посвящённые почти всем значительным событиям (например, подвигу папанинцев, 800-летию Москвы, юбилею воссоединения Украины с Россией, покорение космоса).