Собор Василия Блаженного.

Содержание

Слайд 3

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название Собор Василия Блаженного)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название Собор Василия Блаженного)
— православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

Слайд 5

Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы

Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы
над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости. Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось. Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Барма Яковлева, имевшего прозвище Постник.

Слайд 7

Легенда о Соборе. Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих - Постника

Легенда о Соборе. Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих -
и Барму. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих,что бы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому Собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постник за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, её частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Слайд 9

После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор

После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор
обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки. В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.

Слайд 11

С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под

С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под
защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов. 21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь. Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа.

Слайд 13

Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое

Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое
и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.

Слайд 16

После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова,

После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова,
музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.

Слайд 19

Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских

Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских
мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг. Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея. Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.
Имя файла: Собор-Василия-Блаженного..pptx
Количество просмотров: 230
Количество скачиваний: 1