Содержание
- 2. Методологическое введение Приложение теории самоорганизующихся обществ к трансформирующимся посткоммунистическим странам Методологическое введение Наибольшую полноту и завершенность
- 3. Методологическое введение Очевидно, что общество является сложной самоорганизующейся системой, поэтому оно развивается по универсальным законам, открытым
- 4. Методологическое введение При анализе социальных систем чрезвычайно важно принять во внимание, что они флуктуируют, т.е. наблюдаемые
- 5. Методологическое введение Социальная система – общество и выступает как определенный синтез социального порядка и хаоса. Развитие
- 6. Методологическое введение Однако такие переходы могут приводить и к реставрации старой системы в новой оболочке, что,
- 7. Методологическое введение Изучение посткоммунистической трансформации общества не может проводиться в рамках линейного подхода. Наш анализ должен
- 8. Методологическое введение Когда такие системы оказываются в состоянии неустойчивости, перед лицом энтропии и постепенного разрушения структуры,
- 9. Методологическое введение В трансформирующемся обществе доминантную роль играют не столько целенаправленные процессы и причинно-следственные связи, сколько
- 10. Методологическое введение Возможности прогнозирования и управления развитием социальных самоорганизующихся систем связаны с применением целенаправленного воздействия в
- 11. Методологическое введение В трансформирующемся обществе доминантную роль играют не столько целенаправленные процессы и причинно-следственные связи, сколько
- 12. Методологическое введение Важные с точки зрения понимания трансформирующегося общества кооперативные эффекты действий множества людей и институтов
- 13. Методологическое введение Исследования, проведенные на материалах различных обществ, показывают, что трансформация европейских обществ «государственного социализма», по
- 14. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. В канун августовских событий 1991 года (точка бифуркации), приведших к
- 15. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. Рассмотрим различия в результатах трансформации. Экономические реформы и в России,
- 16. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава1. Подтверждением неэффективности проведенных реформ и социально-экономической системы, закрепившейся в постсоветской России,
- 17. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава1. В 2011г., когда начался рост нашей экономики, по данным МВФ, наш
- 18. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. Как справедливо отмечают многие экономисты не всякий экономический рост означает
- 19. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. Для сравнения динамики развития России с другими постсоциалистическими странами приведем
- 20. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. В стране строится меньше железных дорог, чем при Александре II.
- 21. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. Следует принять во внимание, что при этом трансформационный период 1990-х
- 22. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. Оживление нашей экономики, начиная с 1999г., обеспечивалось преимущественно экспортом энергоносителей
- 23. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. В основе лежат для стремящейся к модернизации страны расходы на
- 24. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава1 Сегодня в России доля расходов на науку от ВВП вдвое меньше,
- 25. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава1 Такая политика не могла не сказаться на обороноспособности страны, на ее
- 26. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. Еще обидней, что по вине нашего чиновничества многочисленные интересные разработки,
- 27. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава1. Реальные располагаемые денежные доходы населения к концу 2005г. достигли уровня 1990г.,
- 28. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава1. Число долларовых миллиардеров выросло с 4 до 110 чел.за 1997-2012гг.Их совокупное
- 29. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1. Еще обидней, что по вине нашего чиновничества многочисленные интересные разработки,
- 30. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1 Продолжительность жизни еще в 2006г. составляла 65 лет, в т.ч.
- 31. Факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 1 Страны ЦВЕ давно превзошли по ВВП уровень 1989г.: Польша (в
- 32. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Этот вопрос не случаен. Науки об
- 33. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Правда, знакомство Маркса с историей стран
- 34. Идее «однолинейности» противостоит идея «рядоположенности» цивилизаций, обладающих как универсальными, так и специфическими целями и критериями успешности
- 35. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Итак, в общественной науке выделяются два
- 36. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. По его мнению, «цивилизация есть понятие
- 37. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Современное определение понятию дает профессор В,Н.Лексин:
- 38. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Следует принять во внимание, что институциональные
- 39. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Выводы из констатации этого факта у
- 40. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. В мировой практике на протяжении второй
- 41. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Итак, мировое значение японских преобразований в
- 42. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Во всей этой группе государств развитие
- 43. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Не столь однородны и западные капиталистические
- 44. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Японские теоретики утверждают, что основное противостояние
- 45. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Именно в контексте успешного экономического развития
- 46. В ответ на давление межцивилизационного напряжения (так называемого «конфликта цивилизаций») началась цивилизационная консолидация Запада, которая выразилась
- 47. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Очевидное широкое разнообразие трансформационных процессов в
- 48. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Признание параллельного развития стран разной цивилизационной
- 49. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Вспомним, что победителями в состязании с
- 50. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Мы здесь не касаемся проблем существующего
- 51. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Соответственно ему индикаторами «хорошего управления» являются:
- 52. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. В России взгляды, которых придерживается Параг
- 53. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Объяснительная концепция мультилинейности развития: Существующее ныне
- 54. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Объяснительную концепцию базовых институциональных структур, отличающих
- 55. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что нет
- 56. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Следует отметить, что наряду с представленными
- 57. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. С конца 1990-х гг. в западной
- 58. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. При этом они оценивают капитализм как
- 59. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире. Глава 2. Среди сторонников концепции множественности форм модернизации
- 60. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Продолжая свое суждение, Б.Витрок подчеркивает: «Модернизация
- 61. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Нет надобности возводить непреодолимые преграды между
- 62. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Сегодня всем аналитикам совершенно очевидно, что
- 63. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Дополнительные пояснения. Впервые вопрос о воздействии
- 64. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Российский проект рыночных преобразований и мультилинейность
- 65. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. В России не было никаких системных
- 66. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2, В России среди сторонников либерального выбора
- 67. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Таким образом, при проведении экономической и
- 68. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Социализация личности по-прежнему основана на механизме
- 69. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Именно с опорой на мировосприятие, основанное
- 70. Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире Глава 2. Коснувшись обсуждения в AJS (American Journal
- 71. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Глава 3. Первый фактор. Чрезвычайно важным отличием между странами из б.
- 72. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Первый фактор (прод.) Либеральные реформы в странах ЦВЕ и Балтии проводились
- 73. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Их аргументация строилась на том, что, подобно тому, как это произошло
- 74. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Второй фактор. В России ни лидеры, выдвинувшиеся на митингах и в
- 75. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Номенклатура не могла не действовать в своих социально-групповых интересах. А они
- 76. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Прежние властные структуры и номенклатура были интегрированы в новые институциональные образования.
- 77. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Третий фактор. Сложнейший переход к рыночной экономике и гражданским отношениям в
- 78. Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ Четвертый (он же сущностный) фактор. Система псевдосоциалистических стран имела свое ядро,
- 79. Сфера «этакратического влияния»: от Востока к Западу этакратизм (стейтистские режимы) капитализм “ЯДРО” “ПОЛУПЕРИФЕРИЯ” “ПЕРИФЕРИЯ” Все бывшие
- 81. Скачать презентацию
Слайд 2Методологическое введение
Приложение теории самоорганизующихся обществ к трансформирующимся посткоммунистическим странам
Методологическое введение
Наибольшую
Методологическое введение
Приложение теории самоорганизующихся обществ к трансформирующимся посткоммунистическим странам
Методологическое введение
Наибольшую
Основные понятия из введенных Пригожиным - открытая система, нелинейность, порядок, хаос, точка бифуркации.
Слайд 3
Методологическое введение
Очевидно, что общество является сложной самоорганизующейся системой, поэтому оно развивается
Методологическое введение
Очевидно, что общество является сложной самоорганизующейся системой, поэтому оно развивается
Сложные динамические системы могут быть линейными и нелинейными.
Нелинейные системы, к которым относятся сложные самоорганизующиеся социальные системы, имеют неустойчивые стационарные состояния, т.е. устойчивость состояния не обеспечивается автоматически. Возможность их неустойчивости – причина сложного поведения таких систем. Социальные системы неравновесны, неустойчивы; они способны порождать порядок и организацию из беспорядка и хаоса и напротив беспорядок и хаос из порядка и организации в результате процессов самоорганизации, в котором важнейшую роль играет случайность.
Смысл подобных переходов состоит в поиске устойчивости, т.е. достижения такого состояния, при котором переходы между состояниями системы прекращаются. Проблема взаимоотношения порядка и хаоса и является центральной в понимании поведения сложных самоорганизующихся социальных систем.
Слайд 4Методологическое введение
При анализе социальных систем чрезвычайно важно принять во внимание, что они
Методологическое введение
При анализе социальных систем чрезвычайно важно принять во внимание, что они
В системе существуют переходы между разными видами порядка, разными видами хаоса. Не все из этих переходов обладают одинаковой устойчивостью (с точки зрения стремления к максимальной устойчивости). Есть, однако, среди них такой переход, который соответствует принципу максимальной устойчивости. Этот переход и образует то, что можно назвать развитием системы. Итак, развитие в данной теоретической конструкции есть рост степени синтеза порядка и хаоса, обусловленный стремлением к максимальной устойчивости.
Слайд 5
Методологическое введение
Социальная система – общество и выступает как определенный синтез социального
Методологическое введение
Социальная система – общество и выступает как определенный синтез социального
Восстановление же устойчивости происходит через выбор людьми одного из возможных путей развития. Выбор направления развития осуществляется как равнодействующая всех социальных сил, участвующих во взаимодействии по преобразованию общества. Здесь ключевое место занимают принципы отбора идеалов, на основе которых формируется новое общество как преобразованная социальная система с новыми каналами социализации, новой совокупностью социокультурных ценностей. Переход от неустойчивости к устойчивости социальной системы требует проведения радикальных изменений в обществе.
Проблема – в форме такого перехода. Многие общества осуществили радикальные изменения, избежав революции. Такой переход совершили США во время Великой Депрессии, перейдя от традиционных форм индустриального капитализма к форме welfare state c доминированием среднего класса и т.д. В странах Центральной и Восточной Европы переход от стэйтизма к демократии и капитализму также обошелся без кровавых революций, в форме по преимуществу «бархатных революций».
Слайд 6Методологическое введение
Однако такие переходы могут приводить и к реставрации старой системы в
Методологическое введение
Однако такие переходы могут приводить и к реставрации старой системы в
Следует учесть, что во всех обществах устойчивое состояние, закрепленное мощью государства, сильным правлением, ведет к упадку, тормозит процветание и прогресс. Рост в истории наблюдался во времена и в местах смут. Это наблюдение сделал выдающийся экономист Фридрих Хайек, приведя в обоснование своего вывода развитие итальянских городов времен Возрождения и факты из истории Китая.
Возможности прогнозирования и управления развитием социальных самоорганизующихся систем связаны с применением целенаправленного воздействия в момент прохождения ими точки бифуркации (=социальные кризисы).
Слайд 7Методологическое введение
Изучение посткоммунистической трансформации общества не может проводиться в рамках линейного подхода.
Методологическое введение
Изучение посткоммунистической трансформации общества не может проводиться в рамках линейного подхода.
Согласно этому подходу, общество, как сложная система, долго не может функционировать без серьезных инноваций (в широком смысле), реформ, что в процессе его развития в результате действий различных систем интересов, как ответа на существующие противоречия системы, происходит накопление несоответствий между параметрами системы, приводящее к нарастанию неупорядоченности (энтропии). По И. Пригожину, энтропия в сложных открытых системах, достигнув критических значений, может стать источником новой упорядоченности, нового структурированного пространственно-временного поведения системы. При этом, что, подчеркивает сам И. Пригожин, эти критические значения могут быть весьма далеки от классического равновесия, понятие которого широко используется в экономических науках.
Слайд 8Методологическое введение
Когда такие системы оказываются в состоянии неустойчивости, перед лицом энтропии и
Методологическое введение
Когда такие системы оказываются в состоянии неустойчивости, перед лицом энтропии и
Флуктуирующие части системы становятся более чувствительными к феноменам, к которым ранее были индифферентны. Эта повышенная чувствительность расширяет поле выбора. На этой основе способны структурироваться контртенденции развития системы. Контртенденции проявляются как попытки альтернативного способа самоорганизации общества под угрозой возможного «тупика», как вероятного следствия исчерпания ресурсов конкретной формы, потери ею «чувствительности».
Социальную трансформацию в этом контексте целесообразно рассматривать как процесс, связанный с относительно быстрым изменением системных свойств общества как ответ на исчерпание, либо угрозу исчерпания ресурсов конкретной формы развития. Трансформация проявляется, прежде всего, как естественноисторический процесс, который подчиняется логике саморазвития и в которой – по образному выражению П. Штомпки – «вмешиваются политические решения». В данном процессе однозначным является отказ от прошлых системных качеств и выход общества в поле притяжения множественных вариаций (форм и путей) развития.
Слайд 9Методологическое введение
В трансформирующемся обществе доминантную роль играют не столько целенаправленные процессы и
Методологическое введение
В трансформирующемся обществе доминантную роль играют не столько целенаправленные процессы и
В возникающем процессе самоорганизации решающую роль играет не цепь причин и следствий, а шансы, которые обнаруживаются в результате ответов на внутренние и внешние возмущения. Здесь важно отметить, что содержание возникающих общественных форм становится следствием кооперативных действий людей и институтов, пытающихся реализовать свои интересы путем приспособления или преодоления структурных барьеров в соответствии с собственными представлениями о том – что хотим, что можем и как можем
Слайд 10Методологическое введение
Возможности прогнозирования и управления развитием социальных самоорганизующихся систем связаны с применением
Методологическое введение
Возможности прогнозирования и управления развитием социальных самоорганизующихся систем связаны с применением
При рассмотрении процессов посткоммунистического развития следует принимать во внимание:
эндогенные факторы, которые играют определяющую роль в трансформациях стран бывшего государственного социализма (несмотря на популярную риторику о влиянии глобального капитализма на посткоммунистические страны)
необходимо сосредоточиться, прежде всего, на внутренних механизмах самоорганизации.
В результате мы обнаружим варианты (модели) развития, которые должны определяться с учетом исторической, культурной, экономической, политической и социокультурной специфики конкретных стран.
Слайд 11Методологическое введение
В трансформирующемся обществе доминантную роль играют не столько целенаправленные процессы и
Методологическое введение
В трансформирующемся обществе доминантную роль играют не столько целенаправленные процессы и
Слайд 12Методологическое введение
Важные с точки зрения понимания трансформирующегося общества кооперативные эффекты действий множества
Методологическое введение
Важные с точки зрения понимания трансформирующегося общества кооперативные эффекты действий множества
Слайд 13Методологическое введение
Исследования, проведенные на материалах различных обществ, показывают, что трансформация европейских обществ
Методологическое введение
Исследования, проведенные на материалах различных обществ, показывают, что трансформация европейских обществ
Вместе с тем, в результате трансформации общества носят все еще неустойчивый «посткоммунистический» характер, их активное движение продолжается, но уже на новых фазах согласования, стабилизации, консолидации институтов и практик, которые проявили себя как наиболее успешные в новых общественных условиях.
Результаты произошедшей трансформации бывших обществ государственного социализма остаются противоречивыми.
13
Слайд 14Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
В канун августовских событий 1991 года (точка бифуркации),
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
В канун августовских событий 1991 года (точка бифуркации),
Однако развитие России пошло по другому пути. Что это за путь? Почему это произошло? И могло ли быть иначе?
Слайд 15Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Рассмотрим различия в результатах трансформации.
Экономические реформы и в
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Рассмотрим различия в результатах трансформации.
Экономические реформы и в
Последствия применения одной и той же стратегии транзита по-разному сказались на развитии стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР.
Через сравнительно короткий промежуток времени стали очевидными и убедительными успехи в экономическом росте и становлении либеральной демократии стран европейской культурной традиции, стран западного христианства, стран с многовековой традицией частной собственности и определенным опытом гражданских отношений и правовой государственности – Чехии, Словении, Польше, Венгрии, Словакии.
Слайд 16Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
Подтверждением неэффективности проведенных реформ и социально-экономической системы, закрепившейся в
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
Подтверждением неэффективности проведенных реформ и социально-экономической системы, закрепившейся в
Попробуем сопоставить итоги 2009-2013гг. с последним уже не самым благополучным предреформенным – 1990 г. В этом случае картина выглядит следующим образом. Объем ВВП 2008 г. (здесь и далее – по паритету покупательной способности) составил по отношению к 1990 г. – 111,9%. Экономический кризис 2008-2009 гг. во многом поставил крест на надеждах руководства страны стать пятой по экономической мощи державой мира, обогнав при этом Германию. Но в 2010-м г. Россия поделила 6 – 9-е места с Бразилией, Британией и Францией (у каждой ВВП по ППС примерно по $2,2 трлн.). При этом экономика России в 2010 г. была ниже, чем в 2008г. на 4,2%, бразильской выше на 7,3%. Кстати говоря, у других конкурентов вообще никакого спада не было. Так, размер китайского ВВП в 2010 г. был на 20,3% выше, чем в 2008 г. [Новая газета. 2011. 25 августа; Аганбегян 2011, с. 43-47]
Слайд 17Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
В 2011г., когда начался рост нашей экономики, по данным
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
В 2011г., когда начался рост нашей экономики, по данным
Слайд 18Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Как справедливо отмечают многие экономисты не всякий экономический
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Как справедливо отмечают многие экономисты не всякий экономический
Слайд 19Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Для сравнения динамики развития России с другими постсоциалистическими
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Для сравнения динамики развития России с другими постсоциалистическими
Объем ВВП России в 2009г. составил по отношению к 1989г. – 103,12%. Данные по промышленному производству : 72,3% в 2009г. к уровню 1990г. По инвестициям в основной капитал ситуация особенно удручающа. Хотя в 1999 – 2010гг. инвестиции росли сравнительно высокими темпами, в 2005г. инвестиции составили 36,6% по отношению к 1990г.; за последующих 2 года их прирост был равен 40,7% и достиг в 2007г. 51,5% к 1990г., упав в 2009г. до 40,8%.
Слайд 20Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
В стране строится меньше железных дорог, чем при
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
В стране строится меньше железных дорог, чем при
В то же время объем промышленного производства ( по данным Мирового банка) составил в Белоруссии 224% к 1990 г., в Чехии – 134,5%, в Венгрии – 158,4% и т.д.; что же касается Китая, то здесь рост объема промышленного производства с 1990 г. по 2008 г. составил 853,3%, за 2008-2010гг. - 20%.
Слайд 21Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Следует принять во внимание, что при этом трансформационный
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Следует принять во внимание, что при этом трансформационный
Слайд 22Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Оживление нашей экономики, начиная с 1999г., обеспечивалось преимущественно
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Оживление нашей экономики, начиная с 1999г., обеспечивалось преимущественно
Слайд 23Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
В основе лежат для стремящейся к модернизации страны
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
В основе лежат для стремящейся к модернизации страны
Рос.экспорт в секторе ITза последние 8лет прирастает загод на 30%.В 2013г. он составил 3 млрд. долл.
Слайд 24Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1
Сегодня в России доля расходов на науку от ВВП
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1
Сегодня в России доля расходов на науку от ВВП
В итоге по общему (сводному) индексу мировой конкурентоспособности Россия в 2012г. находилась на 67 месте; еще в 2002г. она занимала 41 место (этот индекс включает открытость экономики, роль правительства, развитие финансовых рынков, качество инфраструктуры, технологии, управления бизнесом, юридических и политических институтов и т.д.)
По глобальному инновационному индексу (последняя публикация – март 2009г.) Россия находилась на 16 месте из 20 крупнейших стран мира (это показатель изобретательности людей, способности стимулировать рынок и взаимодействие делового и научного секторов).
С кризиса 2008г. страна перешла на новую, сниженную траекторию экономического роста.
Слайд 25Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1
Такая политика не могла не сказаться на обороноспособности страны,
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1
Такая политика не могла не сказаться на обороноспособности страны,
Слайд 26Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Еще обидней, что по вине нашего чиновничества многочисленные
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Еще обидней, что по вине нашего чиновничества многочисленные
Наш выдающийся математик Г.Г.Маленецкий как-то рассказал: «Однажды я поинтересовался у своего американского коллеги, что его больше всего удивляет в России. Он ответил:»Если бы такое управление было в любой другой стране мира, ее бы уже не существовало. А вы еще есть. И это самое удивительное». С одной стороны, у нас очень талантливый, самоотверженный народ, а с другой – совершенно беспощадные чиновники. Одни люди у нас полагают, что у них есть запасной аэродром. А другие считают, что кроме Родины, у них ничего нет. Так что у нас в стране все по Гиляровскому, он говорил:: «в России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху – тьма власти». [Г.Малинецкий. Россия может развалиться к 2030 году//М К. 12.12.12].
Слайд 27Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
Реальные располагаемые денежные доходы населения к концу 2005г. достигли
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
Реальные располагаемые денежные доходы населения к концу 2005г. достигли
Слайд 28Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
Число долларовых миллиардеров выросло с 4 до 110 чел.за
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава1.
Число долларовых миллиардеров выросло с 4 до 110 чел.за
При поддержке президента и правительства за три года последствия кризиса были полностью преодолены у Дерипаски, Абрамовича, Фридмана, Потанина, Мордашова, Лисина.
Из 500 богатейших россиян 257 относятся к «self-made», 243 – к «наследникам». В «золотой сотне» «приватизаторы» и бывшие «красные директора» составляют 75%. А среди 20 самых богатых россиян полностью преобладают присвоившие государственную собственность.
На долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех активов домохозяйств в стране. В Японии -17%.; в США -37%, В Европе и Китае - 32%. (Данные 2012г.)
Россия ныне лидирует в мире и по доле в национ.богатстве самых обеспеченных 5% населения (82,5% всего богатства домохозяйств страны). (2012г.)
Слайд 29Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Еще обидней, что по вине нашего чиновничества многочисленные
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1.
Еще обидней, что по вине нашего чиновничества многочисленные
Наш выдающийся математик Г.Г.Маленецкий как-то рассказал: «Однажды я поинтересовался у своего американского коллеги, что его больше всего удивляет в России. Он ответил:»Если бы такое управление было в любой другой стране мира, ее бы уже не существовало. А вы еще есть. И это самое удивительное». С одной стороны, у нас очень талантливый, самоотверженный народ, а с другой – совершенно беспощадные чиновники. Одни люди у нас полагают, что у них есть запасной аэродром. А другие считают, что кроме Родины, у них ничего нет. Так что у нас в стране все по Гиляровскому, он говорил:: «в России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху – тьма власти». [Г.Малинецкий. Россия может развалиться к 2030 году//М К. 12.12.12].
Слайд 30Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1
Продолжительность жизни еще в 2006г. составляла 65 лет,
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1
Продолжительность жизни еще в 2006г. составляла 65 лет,
Продолжительность жизни в 2011г. 70,3 года, в т.ч. мужчин – 61,8; женщин – 74,2. Во Франции - 82 года. В Москве – 73,0 года.
В Белоруссии средняя продолжительность жизни всего населения – 68,5, в Эстонии – 70,1; в Литве – 69,2; в Латвии -69,0. Средняя продолжительность жизни в странах ЦВЕ – 69,2 года. В Китае
продолжительность жизни – 72,27; в том числе у мужчин -70,65; у женщин – 74,09.
По оценкам экспертов, в России смертность мужчин 35 – 74 лет превышает 3.000 чел. на 100 000 населения (данные 2010г.). Это в 4-20 раз выше, чем в развитых странах. Повышение же общей продолжительности жизни связано со снижением детской смертности и смертности пожилых женщин.
Согласно прогнозам Росстата , при реализации «негативного сценария» численность населения страны может уменьшиться к 2030г. до 129 млн человек.
Слайд 31Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1
Страны ЦВЕ давно превзошли по ВВП уровень 1989г.:
Факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 1
Страны ЦВЕ давно превзошли по ВВП уровень 1989г.:
Средняя продолжительность жизни в странах ЦВЕ: в Польше -75,5г., в Словении – 79,0л.; в Словакии -74,8г.; в Чехии – 77,2г.; в Венгрии – 74г.
В Белоруссии ср. продолжительность жизни всего населения – 70,6, в Эстонии – 74; в Литве – 72; в Латвии -72,2 года.
В Китае ВВП вырос с 1978г. по 2010г. более чем в 7 раз, реальные доходы на душу населения – в 9 раз. Продолжительность жизни – 73,1; в том числе у мужчин -70,65; у женщин – 74,09. Реальные золотовалютные резервы превысили 3 трлн долларов.
Китайцы производят более 20 млн автомашин в год, их компьютер «Млечный путь» - самый быстродействующий в мире, ими создан истребитель пятого поколения и т.д.
Каковы могут быть причины этих расхождений?
Слайд 32
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Этот вопрос не случаен.
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Этот вопрос не случаен.
Европоцентристский подход тесно увязан с принятием идеи унитарности исторического процесса. И на марксистское, и на либеральное принятие монолинейности развития конкретных обществ решающее влияние оказала гегелевская схема «ступенчатого» развития истории к единому для всего человечества идеалу. Это относится, прежде всего, к марксизму с его теорией сменяющихся социально-экономических формаций — от рабовладения вплоть до «рая на Земле», теоретической утопии — коммунизма.
Слайд 33Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Правда, знакомство Маркса с
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Правда, знакомство Маркса с
Ничем в этом отношении от традиционного марксизма не отличается и либерализм. Он также признает безальтернативность пути развития — от традиционного общества — к частнособственническому, буржуазному, или (по Ф. Фукуяме) — от родоплеменного к рабовладельческому, от последнего — к теократическому, и, наконец, — к венцу исторического пути человечества — к демократически-эгалитарному.
При этом страны и народы оцениваются как находящиеся в разных «эшелонах» (на разных ступенях) движения к единому идеалу — универсальной западной демократии и либеральному капитализму.
Слайд 34Идее «однолинейности» противостоит идея «рядоположенности» цивилизаций, обладающих как универсальными, так и специфическими
Идее «однолинейности» противостоит идея «рядоположенности» цивилизаций, обладающих как универсальными, так и специфическими
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Слайд 35Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Итак, в общественной науке
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Итак, в общественной науке
Эти трансформационные процессы протекают в основном однолинейно, в соответствии с логикой внутренне детерминированного перехода от нерыночной экономики к рыночной. Это относится в равной степени к марксистскому и либеральному миропониманию. Линеарное понимание человеческого развития развито и в классической теории модернизации У.Ростоу, Т.Парсонса, и в неомарксистском миросистемном анализе Валлерстайна.
Однако постепенно усиливаются позиции сторонников мультилинеарного подхода к развитию человечества на основе анализа системообразующих элементов цивилизаций разного типа. Первый крупный ученый, поддержавший мультилинеарный подход – Н.Я.Данилевский, автор знаменитой книги «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому (1869г.)». Именно Данилевскому принадлежит мысль о том, что среди факторов, обусловливающих мультилинейность исторического процесса и многообразие форм развития общества, особая роль принадлежит тому или иному типу цивилизации.
Слайд 36Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
По его мнению, «цивилизация
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
По его мнению, «цивилизация
К этому же времени относятся и труды ряда китайских интеллектуалов, отрицающих универсальность развития стран разной цивилизационной принадлежности. Поиск собственной «самобытной» национальной модели развития еще во второй половине Х1Х в. привел часть китайских мыслителей к идее необходимости сочетания заимствований западной техники, методов производственного управления и т.д. с сохранением ядра национальной культуры. Значительно позднее в оригинальном китайском учении – маоизме нашли воплощение существенные черты модернизирующихся цивилизаций, создав пространство для национальных концепций развития.[Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.: НОФМО, 2008]
Слайд 37Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Современное определение понятию дает
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Современное определение понятию дает
Следуя традиции уточнения понятия «цивилизация» применительно к конкретному объекту исследования, я определил бы цивилизацию как нечетко локализованную во времени и пространстве общность людей с относительно однообразными представлениями о благе и должном как жизненно необходимом, то есть о жизненных ценностях с их воплощением в индивидуальное поведение, в содержание и организацию общественной жизни, в формирование материальной среды бытия, в социальные институты и, в широком смысле, в культуру. Я считаю оправданным включение в понятие «цивилизации» потенциала ее способности к саморазвитию и экспансии (по аналогии с «экспансией инородной культуры»), а также присущее каждой цивилизации особое качество материальной составляющей (от градостроительства и архитектуры до склонности к распространению технических новшеств и других средств труда). Я считаю разумным и различение цивилизации по отношению людей к богатству и к бедности, по уровню потребления материальных благ и по стремлению к их потреблению и присвоению. Предлагаемое определение, повторю, не претендует на универсальность и оно, будучи ориентировано на достижение сугубо аналитических целей, включает только те цивилизационные признаки, которые могут быть корректно, а в ряде случаев и количественно охарактеризованы. (В.Н.Лексин. Мир России. 2012.№4. С.11)
Слайд 38Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Следует принять во внимание,
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Следует принять во внимание,
Видный польский экономист Г.Колодко отмечает, что если взглянуть на историю экономического развития и застоя, то «она учит нас одному: всё решает культура. Это подчеркнул еще Макс Вебер…, а прошедший век еще более подтвердил правильность такого наблюдения». Это означает, что «мы думаем и действуем под влиянием и в рамках унаследованных религиозных, расовых, национальных, ментальных особенностей». (Г.Колодко Мир в движении. М., 2009).
Слайд 39Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Выводы из констатации этого
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Выводы из констатации этого
Слайд 40Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
В мировой практике на
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
В мировой практике на
Первой страной за пределами европейского культурного ареала, достигшей высочайших результатов в экономическом развитии, была Япония. Ведущие аналитики пришли к однозначному выводу, что немалую, если не определяющую роль в ускоренном развитии послевоенной Японии, сыграло квалифицированное руководство, учитывавшее в числе прочего и национальные особенности японского работника. Так, проводя экономические реформы (после II мировой войны), японские элиты не стали уничтожать отличавшуюся высокой солидарностью общину – архаистскую коллективистскую структуру, а, напротив, использовали ее как канал реализации целей государства.
Ведь община могла ответить на задачу либерализации экономики лучше, чем еще не сформировавшийся индивид и еще не сложившееся гражданское общество.
Слайд 41Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Итак, мировое значение японских
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Итак, мировое значение японских
Всем наблюдателям совершенно очевидно, что и китайцы совершают свое экономическое чудо с опорой на традиции своей древней цивилизации, строящейся на принципиально иных основах, чем цивилизация США и Европы. Это – не индивидуалистическая, а коллективистская цивилизация, также как и японская.
По дальневосточной модели развивались и развиваются такие новые индустриальные страны, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия
Слайд 42Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Во всей этой группе
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Во всей этой группе
Нигде не применялись формы общественной жизни, органичные для высокоразвитых западных государств. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что во всех них решающим фактором являлось активное участие государства в экономической трансформации, включая оптимальную для отечественных производителей налоговую и таможенную политику, защиту внутреннего рынка от недобросовестной внешней конкуренции. Ни в одной из этих стран не допускалось массовое бегство капитала.
Мы имеем дело с конкуренцией двух доминирующих в мире ценностных систем в их национальных и локальных вариантах, и неизвестно, какая из них предпочтительней.
Слайд 43Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Не столь однородны
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Не столь однородны
Среди наиболее продвинутых капиталистических стран М. Кастельс выделяет две существенно различных доминирующих модели информационной экономики: «модель экономики услуг» (США, Великобритания, Канада) и «модель индустриального производства» (Япония, Германия). Франция в этой классификации занимает промежуточное положение, склоняясь к первой модели. В Италии же формируется некая третья модель, основанная «на сетях мелких и средних фирм, приспособленных к меняющимся условиям глобальной экономики, и готовится почва для своеобразного перехода от протоиндустриализма к протоинформационализму»
Современные авторы предлагают и иные классификации. Известный британский экономист Д. Лэйн разделяет англо-американский и германский типы капитализма:
по горизонтам инвестиций (краткосрочный в первом типе, долгосрочный во втором);
по источникам финансирования (фондовый рынок и прибыль в первом типе, банки и прибыль во втором);
по корпоративному контролю (соответственно дисперсный и концентрированный);
по ведущим механизмам координации (в первом типе рынок, во втором - ассоциации и банки)
Слайд 44Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Японские теоретики утверждают, что
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Японские теоретики утверждают, что
Представители аналитиков Азии считают, что причинами существования различных типов капитализма являются, в конечном счете, различия в культурно-религиозных традициях.
Согласно их позиции, восточноазиатский капитализм и даже новый капитализм Китая находятся под влиянием конфуцианской традиции и ее полурелигиозных основ, в то время как модель западного капитализма определяется христианством. При этом учитывается светский характер бывших христианских обществ, но подчеркивается, что система основных убеждений и взглядов на жизнь, которые влияют на экономику западных стран, осталась христианской, и религия продолжает играть основную роль в дифференциации экономических систем в современной глобальной экономике.
Слайд 45Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Именно в контексте успешного
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Именно в контексте успешного
В результате происходят изменения и в характере глобализации, возрастает возможность выйти из «ловушки» иерархического моноцентрического глобализационного процесса, навязанного человечеству транснациональными корпорациями, представляющими интересы элит ядра мир-системы, определявших перелив мощи и богатства с Востока на Запад и экономическое развитие народов Земли на протяжении последних пяти веков.
Происходящие перемены в мироустройстве напрямую связаны с межцивилизационными взаимодействиями и переструктурированием самих цивилизаций.
Слайд 46В ответ на давление межцивилизационного напряжения (так называемого «конфликта цивилизаций») началась цивилизационная
В ответ на давление межцивилизационного напряжения (так называемого «конфликта цивилизаций») началась цивилизационная
В первую были включены страны, отнесенные к единой цивилизации, с общей историей, религией и культурой; границей должна были послужить восточные рубежи Польши.
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Слайд 47Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Очевидное широкое разнообразие трансформационных
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Очевидное широкое разнообразие трансформационных
Именно мультилинейный подход к трансформационным процессам в современном мире во многом объясняет расхождение в характере развития, результативности проведенных либеральных реформ в странах, казалось бы, стартовавших с одних и тех же позиций.
С точки зрения такого подхода, в современном мире сосуществуют несколько основных цивилизаций, качественно различающихся по институциональным и ценностно-нормативным характеристикам. Эти цивилизации сопряжены с доминирующими религиозными системами. Применительно к Центрально-Европейскому, Южно-Европейскому, Евразийскому ареалам (посткоммунистические страны, находящиеся в состоянии трансформации) – это католицизм, протестантство, православие, мусульманство.
Складывающаяся в этой связи нынешняя социально-экономическая и социально-политическая ситуация в странах этих ареалов существенно различна в целом ряде отношений.
Слайд 48Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Признание параллельного развития стран
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Признание параллельного развития стран
Развитие национальной экономико-отраслевой структуры, инкорпорированной в глобальную экономику, предполагает учет и использование этнокультурных особенностей человеческих ресурсов, особенно их инновационного потенциала. По мнению авторитетных специалистов, в современной глобальной экономике новейшее международное разделение труда тесно взаимодействует с разнообразием организационных форм и экономического поведения, имеющих различное институционально-культурное происхождение.
Слайд 49Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Вспомним, что победителями в
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Вспомним, что победителями в
Рейнская модель – это модель встроенности рынка в социальную и политическую структуру, в структуру социальной политики. Последнее предполагает не только гарантии правовым государством действенности закона, но и обеспечение социальным государством, по крайней мере, минимального уровня социальной безопасности.
ПРОБЛЕМА: Как использовать чужестранный опыт, и какой именно предпочтительней?
Слайд 50Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Мы здесь не касаемся
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Мы здесь не касаемся
Как отмечает известный политолог Параг Ханна, политические лидеры во всем мире сталкиваются с требованиями обеспечить экономические свободы, социальное равенство и политическую прозрачность, но совсем не обязательно демократию. Все большее число авторов, особенно из развивающихся стран, развивают мысль о том, что «хорошее управление» может предполагать не менее эффективную защиту прав личности, чем демократия. В Африке недавно был сконструирован первым африканским миллиардером, телекоммуникационным магнатом из Судана Мо Ибрагимом «Индекс Ибрагима».
Слайд 51Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Соответственно ему индикаторами «хорошего
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Соответственно ему индикаторами «хорошего
1. безопасность и защищенность;
2. власть закона;
3. прозрачность и отсутствие коррупции;
4. устойчивое экономическое развитие и умножение человеческого капитала.
Таким образом, в этом индексе нет связи эффективности с демократией. «На примерах Китая, Сингапура, Малайзии и Вьетнама четко видно, эффективное промышленное развитие может происходить без всяких предварительно созданных демократических институтов» [Ханна Параг. Второй мир. М.: Издательство «Европа», 2010].
Слайд 52Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
В России взгляды, которых
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
В России взгляды, которых
Слайд 53Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Объяснительная концепция мультилинейности развития:
Существующее
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Объяснительная концепция мультилинейности развития:
Существующее
Первая идет от античного полиса, это цепочка обществ, которые характеризуются частной собственностью, балансом отношений "гражданское общество - государственные институты", развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма.
Второй тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности. отношениях). В мировой истории в общем-то и пространственно, и во времени преобладал этот тип цивилизации. Именно в части тех стран, где исторически доминировала эта вторая, не европейская линия развития, в середине ХХ века установился этакратизм.
Слайд 54Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Объяснительную концепцию базовых институциональных
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Объяснительную концепцию базовых институциональных
Л.С.Васильев отмечает, что речь идет о социально-экономическом строе, при котором типичная восточная община определяет макроструктуру государства. Основа восточной структуры – полное поглощение личности коллективом. Отдельный человек не становится собственником, он может быть лишь владельцем.
Суть взаимоотношений между властью и собственностью сводилась к тому, что все государственное первично, а частное вторично, к тому же опосредовано тем же государством. Верховным собственником, прежде всего земли, и высшей абсолютной властью над подданными является государство, которое становится деспотией, а подданные оказываются в состоянии поголовного рабства.
В течение тысячелетий эта система самовоспроизводилась при смене династий, доминирующих языков и даже при смене социоисторических организмов на огромных пространствах Земли и охватывала большую часть человечества (ибо данный тип социетальной системы, меняя феноменологические черты, самостоятельно, без внешнего воздействия не способен к структурному переустроению принадлежащих к нему социальных организмов).
Слайд 55Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Хотелось бы сразу подчеркнуть,
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Хотелось бы сразу подчеркнуть,
Слайд 56Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Следует отметить, что наряду
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Следует отметить, что наряду
Слайд 57Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
С конца 1990-х гг.
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
С конца 1990-х гг.
Такую же позицию занял британский социолог М. Музилис. Он констатировал, что в социологической литературе концепции модерна и модернизации подвергаются критике за их подчеркнуто (emphatically) европоцентристскую сущность (nature). Это относится и парсонианскому неоэволюционизму и его применению к к изучению развития третьего мира (third-world development), и к работам Энтони Гидденса или Стюарта Холла, ибо все они, по мнению критиков, провозглашают доминирующую тенденцию рассматривать траектории развития неевропейского мира (non-western developmental trajectories) (в прошлом, настоящем и будущем) как имитацию специфической западной модели (pattern) развития.
Слайд 58Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
При этом они
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
При этом они
Слайд 59Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире. Глава 2.
Среди сторонников концепции
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире. Глава 2.
Среди сторонников концепции
Слайд 60Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Продолжая свое суждение, Б.Витрок
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Продолжая свое суждение, Б.Витрок
Слайд 61Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Нет надобности возводить непреодолимые
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Нет надобности возводить непреодолимые
Этот опыт демонстрирует совершенно разные исторические варианты развития не только исчезнувших, но и ныне существующих социально-исторических организмов.
Одни из них перешли в свое время от первобытности к феодализму, затем к капитализму; другие - от первобытности перешли к азиатскому способу производства, а от него – к зрелым формам капитализма (постиндустриализму); третьи «застряли» во внерыночной фазе развития, адаптировав этот тип экономики к условиям глобальной мировой системы.
Мы можем рассуждать лишь в пределах определенного исторического горизонта, измеряемого жизнью нескольких ближайших поколений.
Слайд 62Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Сегодня всем аналитикам совершенно
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Сегодня всем аналитикам совершенно
Мы имеем дело с конкуренцией двух доминирующих в мире ценностных систем в их национальных и локальных вариантах, и неизвестно, какая из них предпочтительней. А что ценностные системы являются определяющими при построении проекта жизни любого общества вполне убедительно доказал великий социолог ХХ в. Толкотт Парсонс, и нет смысла возвращаться к его концепции центральной ценностной системы как определяющей, одухотворяющей если угодно, проект жизни любого общества.
В достаточно близкой исторической перспективе предстоит столкновение вершинно-индивидуалистического атлантического проекта, возглавляемого США, и коллективистского, возглавляемого Китаем. Разумеется, совершенно не обязательно, что это столкновение должно принять трагические формы.
Слайд 63Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Дополнительные пояснения.
Впервые вопрос о
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Дополнительные пояснения.
Впервые вопрос о
По М. Кастельсу, веберовский анализ корней капиталистического развития впоследствии был поставлен под вопрос историками, которые справедливо указывали на альтернативные исторические формы, поддерживавшие капитализм столь же эффективно, как англосаксонская культура, хотя и в иных институциональных формах. Наиболее эффективными для современных обществ оказались системы ценностей, связанные не только с протестантской, но и с буддистско-синтоистской и конфуцианской этиками, т.е. со специфическим отношением к труду как к обязанности, долгу и призванию человека. Работы социологов, социальных психологов, специалистов по менеджменту показывают, что и в обществах с иной культурной традицией возможно целенаправленное формирование соответствующих ценностно-мотивационных структур.
Слайд 64Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Российский проект рыночных преобразований
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Российский проект рыночных преобразований
В основу российских реформ были положены неолиберальные принципы,а за образец была взята американская социально-экономическая система либерального капитализма. Проект преобразований включал: добровольное открытие национальных экономик по отношению к внешнему миру, введение рыночных свобод во внутренних и внешних отношениях, обеспечение макроэкономической стабильности путем жесткой монетарной политики, приватизацию государственной собственности, резкое уменьшение контролирующей роли государственных институтов.
За этими требованиями стояла вера во всесилие рыночных сил в создании благ и повышении жизненного уровня, убеждение в превосходстве частных институтов над государственными как менее коррумпированных и более эффективных. Эти принципы были пригодны для стран, уже имевших рыночную экономику и не находящихся в состоянии перехода, что позднее подтвердил тогдашний вице-президент и главный экономист Мирового банка Джозеф Стиглиц. [Стиглиц 1998; Стиглиц 1999; Колодко 2000, с.122-141]
Слайд 65Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
В России не было
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
В России не было
Примером романтических представлений российской интеллигентов о лучшем будущем для страны как результате необходимых преобразований были взгляды великого А.Д.Сахарова.
Адам Михник (один из создателей новой демократической Польши): «Он [Сахаров] придумал новую Россию. ..Это проект демократа, либерала, очень отзывчивого на идеи справедливости. Как Пушкин поставил голос российской литературе, так и Сахаров дал России новый голос. Прочно вписав в российскую традицию демократическое, плюралистическое мышление западного типа, он показал миру, что такого типа мышление способна создать российская демократия». (Новая газета. 18.12. 2009)
Взгляды «реалистов», прагматиков реформ в интересах меньшинства (Чубайса и др.), рассмотрим позднее.
Слайд 66Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2,
В России среди сторонников
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2,
В России среди сторонников
В то же время сторонники учета цивилизационного своеобразия оказались в основном сосредоточены в рядах оппонентов рыночных реформ, сторонников сохранения провалившейся плановой экономики.
Правда, к ним были близки сторонники Александра Исаевича Солженицына - сторонники возвращения к национальным (дореволюционным) основам.
В реальной политике экономических преобразований в стране восторжествовал дух чистейшего универсализма. Внерыночные институциональные факторы экономического роста долгие годы игнорировались. Были отброшены результаты исследований по сравнительной социологии цивилизаций, сравнительному менеджменту, современной институциональной экономической теории. Хотя печальный опыт 1990-х и «нулевых» годов является убедительным свидетельством правоты сторонников рационального сочетания универсализма и партикуляризма, обсуждения этой болезненной проблемы не завершены и поныне.
Слайд 67Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Таким образом, при проведении
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Таким образом, при проведении
Однако наш сосед – Казахстан достиг национальной солидарности и социальных, и этнических частей страны, положив в основу государственной идеологии и политики признание своей принадлежности к евразийской цивилизации. Символом этой политики стало присвоение вновь созданному в новой столице Казахстана университету имени выдающегося русского ученого - евразийца Л.Н.Гумилева.
Рассматривая последствия принадлежности своей Родины к евразийской цивилизации, казахские ученые отмечают превалирование в общенациональном масштабе культуры подчинения и коллективистских ценностей.
Слайд 68Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Социализация личности по-прежнему основана
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Социализация личности по-прежнему основана
Евразийство предполагает не только попытку синтеза этногеополитических реалий Европы и Азии, но и формирование нового взгляда, мировоззрения, основанного на ценностях Запада и Востока. Геополитическое положение и России, и Казахстана – расположение между Европой и Азией – обусловливает переплетение в поведении людей таких характерных для западного человека черт как активность, динамизм, индивидуализм, предприимчивость, прагматизм, и таких специфических восточных характеристик: уважительного отношения к авторитетам, гостеприимства, пассивности, конформизма и т.п.
Слайд 69Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Именно с опорой на
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Именно с опорой на
За эти же годы лишенная ценностной основы, влекомая к чуждым ей целям построения капитализма англосаксонского образца Россия совершила, по мнению М.Буравого, «транзит без трансформации»: «…в России общество полностью отступило перед рынком к примитивным формам экономики. Государство же, не стремясь к синергии с обществом, связало себя с глобальной экономикой, с транснациональными потоками природных ресурсов, финансов, информации. Оно также оторвалось от экономики регионов, обирая их природные ресурсы без заботы о воспроизводстве, не говоря уже о росте». [Буравой 2009, с.3,8]
Слайд 70Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Коснувшись обсуждения в AJS
Цивилизационные различия и социальные процессы в посткоммунистическом мире
Глава 2.
Коснувшись обсуждения в AJS
Слайд 71 Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 3.
Первый фактор. Чрезвычайно важным отличием между
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Глава 3.
Первый фактор. Чрезвычайно важным отличием между
Во многих странах ЦВЕ устойчиво сохранялась частная собственность на землю, на малые предприятия в городах, а первые шаги по либерализации экономики были предприняты еще в условиях «социалистического» режима. Поэтому если в социально-экономическом смысле эти реформы полностью назрели и даже запоздали во всей группе стран «социалистической» Европы, то общественно-политических сил, созревших для проведения кардинальных реформ именно в России, в отличие от таких стран, как Польша и Венгрия, и даже от Эстонии и Литвы, не было.
Слайд 72Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Первый фактор (прод.)
Либеральные реформы в странах ЦВЕ и
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Первый фактор (прод.)
Либеральные реформы в странах ЦВЕ и
Эти же реформы в России проводились в интересах еще не существующих групп населения, и проводили их те, кто не мог, да и не хотел достижения первоначальных целей демократического движения.
Еще в 1989 году Андраник Мигранян и Игорь Клямкин выступили с критикой ускоренной демократизации, утверждая, что из-за слабости гражданского общества в СССР она приведет к хаосу. Иными мотивами руководствовались А. Чубайс и его ленинградские соратники, в марте 1990-го года предложившие М.С.Горбачёву проект рыночных преобразований, который предусматривал возможность силового ограничения нарождавшихся в тот период политических и гражданских свобод (таких, как свобода слова, права на забастовки и др.).
Слайд 73Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Их аргументация строилась на том, что, подобно тому,
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Их аргументация строилась на том, что, подобно тому,
С приходом к власти Ельцина – Гайдара – Чубайса в конце 1991г. эти идеи оказались востребованы: в условиях полного коллапса прежней системы в нашей стране тогда попросту неоткуда было взяться социальным силам, которые были бы заинтересованы в экономических реформах, реализуемых демократическим путем. Поэтому и стала осуществляться попытка проведения изменений «железной рукой».
Таким образом, в ранний постсоветский период уже были распространены представления о том, что экономическая модернизация в России вполне возможна в условиях авторитаризма, а авторитарное правление является необходимым условием для успешной модернизации.
Слайд 74Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Второй фактор. В России ни лидеры, выдвинувшиеся на
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Второй фактор. В России ни лидеры, выдвинувшиеся на
Почему такой, в отличие от стран ЦВЕ и Балтии, была расстановка социально-политических сил в России? В советской России только административно-командная номенклатура имела осознанные интересы и обладала всеми чертами социального слоя/класса, включая самоидентификацию. Поэтому в России и большинстве стран СНГ власть и контроль за структурным реформированием почти с самого начала оказались полностью в руках молодого поколения номенклатуры. В ходе реформ административно-командная номенклатура, единственная социальная группа советского общества, обладавшая осознанными интересами и самоидентификацией, сохранила контрольные позиции во власти, закрепила в процессе приватизации за собой преобладающую часть государственной собственности. Слабость не сложившихся демократических сил позволила номенклатуре сорвать в России буржуазно-демократическую революцию, которая успешно совершилась в странах ЦВЕ и Балтии.
Слайд 75Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Номенклатура не могла не действовать в своих социально-групповых
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Номенклатура не могла не действовать в своих социально-групповых
Первые посткоммунистические выборы в России лучше всего было бы провести сразу после подавления путча 1991г. Россия в отличие от других стран ЦВЕ не избрала Учредительного собрания. Ельцин отказался проводить новые парламентские выборы и даже запретил уже намеченные на декабрь 1991г. выборы в региональные органы власти. Он не был заинтересован в легитимации независимой законодательной власти.
Чего боятся реально наши антиоранжисты?
Слайд 76Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Прежние властные структуры и номенклатура были интегрированы в
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Прежние властные структуры и номенклатура были интегрированы в
В ОТЛИЧИЕ ОТ «НИХ» У «НАС» ВЛАСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА СТРУКТУРНЫМ РЕФОРМИРОВАНИЕМ ОКАЗАЛИСЬ ПОЛНОСТЬЮ В РУКАХ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ. ЭТО ВТОРОЕ КОРЕННОЕ ОТЛИЧИЕ РЕФОРМ ПО-РОССИЙСКИ.
Номенклатура и поныне крепко держится за власть – собственность.
Слайд 77Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Третий фактор. Сложнейший переход к рыночной экономике и
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Третий фактор. Сложнейший переход к рыночной экономике и
Доля потенциальных акторов преобразований в стране была не очень велика. Это и показали последующие события, начиная с демократических митингов конца 1980-х годов. Их масштабы не шли ни в какое сравнение с подобными же выступлениями в странах Балтии и ЦВЕ.
Последующие события начала 1990-х гг. обескровили и этот скромный ресурс.
В силу специфичности структуры экономики предреформенной России, сосредоточения именно в ней основной части оборонного комплекса «социалистического лагеря», деградация ВПК привела к потере критически значимой массы демократически ориентированной, пассионарной части русского народа
Слайд 78Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Четвертый (он же сущностный) фактор. Система псевдосоциалистических стран
Конкретно-исторические факторы дивергенции посткоммунистических обществ
Четвертый (он же сущностный) фактор. Система псевдосоциалистических стран
Сам географический охват «социализмом» совпадает:
А) с регионом вторичного закрепощения крестьянства на западе этого ареала (Пруссия, Польша, Венгрия и т.д.); Б) с регионом господства государственного способа производства, отсутствия (как значимых) частнособственнических отношений и доминированием отношений «власть – собственность». В обществах этой восточной части посткоммунистического ареала не было устоявшихся классов в западном понимании, гражданских отношений и т.д. Другими словами, к этим обществам (Россия, Закавказье, Средняя Азия) неприменимы теории и категории, объясняющие структуру и генезис западных обществ. В этом и коренится четвертое латентное, сущностное различие России от западных соседей: «мы» были ядром, а «они» - периферией геополитической системы псевдосоциализма.
Слайд 79Сфера «этакратического влияния»: от Востока к Западу
этакратизм
(стейтистские режимы)
капитализм
“ЯДРО”
“ПОЛУПЕРИФЕРИЯ”
“ПЕРИФЕРИЯ”
Все бывшие
советские республики
за искл. Балтийских
государств
Сфера «этакратического влияния»: от Востока к Западу
этакратизм
(стейтистские режимы)
капитализм
“ЯДРО”
“ПОЛУПЕРИФЕРИЯ”
“ПЕРИФЕРИЯ”
Все бывшие
советские республики
за искл. Балтийских
государств
Болгария, Румыния,
Сербия, Украина и т.д.
Польша, Венгрия,
Чехия, Литва,
Латвия, Эстония
И т.д.