Социальный смысл ритуалов очищения (по работе М. Дуглас Чистота и опасность)

Слайд 2

2 свойства, отличавшие первобытные религии от мировых:
движущий мотив – страх
неотделимость от

2 свойства, отличавшие первобытные религии от мировых: движущий мотив – страх неотделимость
представлений об осквернении и гигиене
Грязь - это в первую очередь беспорядок. Устранение ее - это не негативное действие, а позитивное стремление организовать окружающий мир
Наши представления о том, что такое грязь, основываются на двух вещах:
заботе о гигиене
следовании принятым нормам

Слайд 3

Первобытные ритуалы не имеют ничего общего с нашими представлениями о чистоте?
Наше мытье,

Первобытные ритуалы не имеют ничего общего с нашими представлениями о чистоте? Наше
чистка, и дезинфицирование имеют лишь поверхностное сходство с ритуальным очищением?
3 уровня религиозной чистоты у народа авик:
самый высокий - для совершения священнодействий
средний - нормальное состояние
состояние нечистоты

«Грязь - это побочный продукт систематического упорядочивания и классификации материи, - в той мере, в какой это упорядочивание включает отвержение неподходящих элементов. Такое понимание грязи приводит нас непосредственно в область символизма и предполагает возможность увязки с более очевидной символической структурой чистоты»

Слайд 4

Наше поведение, касающееся грязи, - это реакция, следующая на любые предметы или

Наше поведение, касающееся грязи, - это реакция, следующая на любые предметы или
идеи, противоречащие значимым для нас классификациям
Нечистота - это то, что не на своем месте, к ней нужно подходить через понятие порядка
Нечистота или грязь - это то, чего не должно быть, если хотите, чтобы модель не нарушалась. Это не ведет нас к жесткому отделению священного от мирского. Этот принцип действует и тут, и там

Слайд 5

Ритуалы, связанные с чистым и нечистым, создают
единство опыта; являются позитивной составляющей

Ритуалы, связанные с чистым и нечистым, создают единство опыта; являются позитивной составляющей
процесса религиозного примирения.

«В каждой культуре должны существовать свои собственные представления о грязи и осквернении, противостоящие представлениям о некоторых позитивных структурах, которыми нельзя пренебрегать. Любые разговоры о нечаянном смешении Священного и Нечистого - полная чепуха. Но все-таки верно то, что в различных религиях сакрализуются именно те безусловно нечистые вещи, которые вызывают отвращение и которых избегают»

Имя файла: Социальный-смысл-ритуалов-очищения-(по-работе-М.-Дуглас-Чистота-и-опасность).pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0