Слайд 2 Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются
своеобразным итогом работы с текстом. Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) представляют собой по существу проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте, без обращения к которому нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.
Слайд 3 Термином «контекст» в литературоведении обозначают «осмысленные воспринимающим сознанием текстовые связи и
соотношения, позволяющие судить о стилистических, содержательных, эстетических и иных особенностях произведения как в пределах данного текста, так и в сопоставлении с другими текстами в синхроническом и диахроническом аспектах» (Литературная энциклопедия терминов и понятий / под редакцией А.Н. Николюкина, М.: НПК «Интелвак», 2001).
Слайд 4 Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны владеть умением устанавливать межпредметные
и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства (литературы, живописи, музыки и др.), а как часть единого культурно-художественного пространства, т. е. часть истории человеческой цивилизации.
Выделенный параметр проверяет именно это умение учащихся. Если учащийся в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.
Слайд 5Приведем формулировку задания указанного типа (С2 и С4), ответы экзаменуемых и комментарий
к ним.
Слайд 6Задание С2. Какие русские писатели близки Л.Н.Толстому в изображении духовных поисков героев?
(Свой ответ аргументируйте)
Первый вариант ответа:
Одним из близких Толстому писателей был Достоевский. Его произведение «Преступление и наказание» так же показывает нам, как главный герой ищет свой жизненный путь. Он обретает независимость от других и находит смысл своей жизни. Второй близкий Толстому писатель – Тургенев. Произведение «Отцы и дети» рассказывает о духовных поисках Базарова.
Слайд 7Комментарий к первому варианту ответа
Экзаменуемый отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста,
но не дает обоснования для сопоставлений. Духовный поиск человека предполагает саморазвитие, внутреннее движение, обретение своего «я». Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского - носитель страстно переживаемой им идеи, экспериментатор, проверяющий на практике свою теорию. Он проходит в романе свой путь духовного развития, освобождаясь от бремени ложной идеи, приобщаясь к миру остальных людей (от гордых идей о личной славе освобождается и князь Андрей). Непонятным в работе экзаменуемого является тезис о том, что Раскольников «обретает независимость от других, остается неясным, как эта мысль связана с утверждением: герой « находит смысл своей жизни». Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» выступает как выразитель определенных взглядов на жизнь, обусловленных его принадлежностью к нигилистическому движению. Жизнь опрокидывает его убеждения, в результате чего герой испытывает жесточайший внутренний конфликт, определяющий направление его духовных поисков (Пьер Безухов разочаровывается в масонстве, сохраняя при этом представление о ценности самосовершенствования). При ответе можно было обратиться к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др.
Оценка за ответ – 1 балл.
Слайд 8Второй вариант ответа:
Герои Толстого ищут ответ на вопрос о смысле жизни, роли
человека в истории, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и тургеневского Базарова и главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание». Базаров и Раскольников ищут себя, пытаются решать философские вопросы и проверить правильность ответов на практике. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать, что он не «тварь дрожащая», а Человек. Что-то похожее есть и в герое романа Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов нуждается в истине и способен к внутренним изменениям, его не удовлетворяют «простые» ответы на вопросы времени. Все эти герои близки героям Толстого своей неуспокоенностью, стремлением к познанию жизни и себя в ней.
Слайд 9Комментарий ко второму варианту ответа
Ответ точно нацелен на формулировку вопроса. Обоснованно привлечены
герои трех произведений, вычленены основания для сопоставления. Несколько спрямлено представлена ситуация с Базаровым, который охарактеризован как человек, неустанно «ищущий себя», тогда как тургеневскому герою свойственно отстаивать уже сложившиеся убеждения, но как человеку, честному с самим собой, ему присуща способность видеть собственную неправоту, сомневаться, например, в своей «нужности» для России. Впрочем, данный недостаток не сильно снижает высокое качество ответа, свидетельствующего о хорошем знании литературного материала, об умении экзаменуемого самостоятельно выстраивать литературные аналогии, компактно и грамотно излагать мысли.
Оценка за ответ – 3 балла.
Слайд 10Задание С4. В творчестве каких русский поэтов развивались лермонтовские мотивы «странной» любви
к Родине? (Приведите конкретные примеры)
«Странная любовь» к Родине показана в стихотворении Некрасова «Родина». В этом стихотворении Некрасов показал нам свои грустные воспоминания, от которых начинает болеть душа. Тютчев в своем стихотворении «Успокоение» показал свои философские размышления на тему Родины.
Слайд 11 Задание С4.
Какие произведения русских поэтов близки по тематике стихотворению Ф.И.Тютчева
«О, как убийственно мы любим…»? (Свой ответ аргументируйте)
Тема несчастной, трагической любви звучит в произведениях: «Нищий» Лермонтова, «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова, «Облако в штанах» Маяковского. В них говорится о том, что любовь способна причинять сильную душевную боль, приносить разочарование в жизни. Герои этих стихотворений несчастны в своей любви и все же они не могут побороть это чувство. У Тютчева эта тема доведена до крайней черты, до признания «убийственности» любви.
Слайд 12Задание С4.
В творчестве каких русский поэтов развивались лермонтовские мотивы «странной» любви
к Родине? (Приведите конкретные примеры)
У Некрасова была странная любовь к Родине. В его стихотворении «Родина» он выражает непонятный интерес к Родине. Также у Тютчева был нездоровый интерес к Родине «Умом Россию не понять…» где Тютчев показывает, что он немного же не понимает Родину.
Слайд 13 Задание С4.
Какие произведения русских поэтов близки по тематике стихотворению Ф.И.Тютчева
«О, как убийственно мы любим…»? (Свой ответ аргументируйте)
Я думаю, что это такие поэты, как Лермонтов, Фет. Они также писали о любви, о безответной любви. Также описываются страдания, переживания, впечатления.
Это такие произведения Фета как «Шепот, робкое дыханье…»; и Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства.
Мысли этих поэтов в чем-то перекликаются.
Слайд 14Задание С4.
Какие произведения русских поэтов близки по тематике стихотворению Ф.И.Тютчева «О,
как убийственно мы любим…»?
Мне кажется, что стихотворение Пушкина «К***» очень похоже на стихотворение Тютчева, но только Пушкин не стал мучить героиню своей любовью:
«Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем».
Слайд 16Задание С2.
Вопрос: О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе М.Горького
«Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?
Вариант ответа (1):
История «сына орла» в рассказе М.Горького заставляет задуматься о человеке, оторванного от общества, а Лира превратился в тень из-за своего эгоизма и гордости. «Сына орла» обрек на гибель его презрение к людям, он ставил себя выше других людей и ему дозволено все, ему дорога только личная свобода. То было утверждение права на господство личности, противостоящей массы. Но вольные люди отвергли индивидуалиста – убийцу осудили на вечное одиночество.
Слайд 17Комментарий:
Суть вопроса и специфика задания понятны выпускнику. Выпускник отвечает на центральный
вопрос, он указывает на такие черты личности Ларры, как эгоизм, гордость, презрение к людям, которые оттолкнули от него людей, однако в ответе отсутствует глубина понимания проблемы. Также необходимо отметить, что экзаменуемый не смог ответить на вторую часть вопроса, а именно: включить произведение в литературный контекст, выявив черты сходства между Ларрой и другими героями русской литературы. В работе наблюдается множество грамматических ошибок – неверно употребленных форм слов: «человеке, оторванного», ««Сына орла» обрек…», «противостоящей массы». Искажено имя главного героя, очевидна общая небрежность в оформлении ответа на вопрос.
Слайд 18Вариант ответа (2): История «Сына орла» в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» заставляет
читателя вспомнить о таких пороках, свойственных человеку, как гордость, презрение, жестокость и единоличие. В определенной степени, подобные стороны характера можно заметить, пригядевшись к Андрею Балконскому из романа-эпопеи «Война и мир», или же к Базарову – нарушителю спокойствия романа «Отцы и дети».
Комментарий: Суть вопроса и специфика понятны выпускнику. Экзаменуемый отвечает на центральный вопрос, но в своем ответе допускает ряд неточностей и ошибок. Рассуждая о пороках человека, учащийся путает такие понятия, как «гордость» и «гордыня». Он выделяет в качестве порока «единоличие», однако такого понятия в русском языке не существует. Автор работы включает произведение в литературный контекст, сопоставляя Ларру с героем романа «Война и мир» Андреем Болконским (в ответе искажена фамилия героя) и героем романа «Отцы и дети» Евгением Базаровым. И хотя мы можем констатировать, что гордыня присуща этим персонажам, однако мотивы их поведения абсолютно разные. В предложении: «…подобные стороны характера можно заметить, приглядевшись к Андрею Балконскому из романа-эпопеи «Война и мир», или же к Базарову – нарушителю спокойствия романа «Отцы и дети»» - присутствуют речевые и смысловые ошибки.
Слайд 19Вариант ответа (3): Легенда о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» затрагивает проблему
человеческой гордыни, чувства превосходства над окружающими. История «сына орла» побуждает читателя к раздумью о месте человека в мире, о месте человека среди людей. Безусловно, человек должен любить, уважать себя, понимать собственную значимость, но при этом он должен сохранять уважение и любовь к окружающим его людям, ибо человек – частица мира, а не обособленное от него существо. Возвышаясь над окружающими, человек неизменно обрекает себя на одиночество, а это самая страшная доля, которая может встретиться на его пути.
Чувство собственного превосходства было присуще Раскольникову («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) и Печорину («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) Судьбы этих литературных героев складывались весьма трагично, что во многом объяснятся их обособленностью от мира, индивидуализмом и высокомерием.
Комментарий: Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, он развернуто отвечает на поставленный вопрос, включает произведение в соответствующий литературный контекст.
Вариант ответа (4): История сына орла заставляет задуматься о том, как надо любить.
Экзаменуемый дал ответ, который не соотносится с поставленной задачей, литературный контекст в ответе отсутствует.
Слайд 20При анализе ответа выпускника на задания С2 и С4 по указанному параметру
эксперт должен ответить на ключевой вопрос:
Дает ли выпускник содержательное обоснование для сопоставления, приводя убедительные аргументы?
Для удобства анализа можно выделить 3 уровня качества выполнения задания по указанному параметру:
Выпускник дает содержательное обоснование для сопоставления.
Выпускник дает неполное обоснование для сопоставления.
Выпускник не дает обоснования для сопоставления.