Содержание
- 2. ТЕМА: Сравнительная характеристика Петербурга XIX века(Петербург Достоевского) и Петербурга XXIвека(наших дней) ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ТЕМЫ: Мы выбрали
- 3. Ленинград основан 16(27) мая 1703; до 18(31) августа 1914 — Санкт- Петербург, до 26 января 1924
- 4. Приметы времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».АРХИТЕКТУРА. «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного
- 5. ДОСТОЕВСКИЙ И ПЕТЕРБУРГ Когда писал Достоевский «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где
- 9. Питер. Склады «Новая Голландия»
- 10. Питер. Елагин дворец.
- 11. Петербург. Доходный дом.
- 12. Аничков дворец
- 13. Санкт-Петербург. Александровская колонна.
- 14. Питер. Кронштадтская пристань и Никольский мост.
- 15. Питер. Смольный (1917).
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2ТЕМА:
Сравнительная характеристика Петербурга XIX века(Петербург Достоевского) и
Петербурга XXIвека(наших дней)
ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА
ТЕМА:
Сравнительная характеристика Петербурга XIX века(Петербург Достоевского) и
Петербурга XXIвека(наших дней)
ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА
ТЕМЫ:
Мы выбрали именно эту тему, потому что очень хотелось проследить
изменения города Петербурга в период с 19 по 21 века. Захотелось, можно
сказать, влиться в ту атмосферу времени, в которой и создавалось это великое
произведение.
ЦЕЛЬ:
Выявить внутренние и внешние изменения в облике Петербурга за почти два
столетия.
ПЛАН:
Историческая справка Санкт- Петербурга.
Архитектура Северной столицы в романе Достоевского.
Мы выбрали именно эту тему, потому что очень хотелось проследить
изменения города Петербурга в период с 19 по 21 века. Захотелось, можно
сказать, влиться в ту атмосферу времени, в которой и создавалось это великое
произведение.
ЦЕЛЬ:
Выявить внутренние и внешние изменения в облике Петербурга за почти два
столетия.
ПЛАН:
Историческая справка Санкт- Петербурга.
Архитектура Северной столицы в романе Достоевского.
Слайд 3Ленинград основан 16(27) мая 1703; до 18(31) августа 1914 —
Санкт- Петербург,
Ленинград основан 16(27) мая 1703; до 18(31) августа 1914 —
Санкт- Петербург,
до 26 января 1924 — Петроград, промышленный, культурный и
научный центр СССР, крупнейший транспортный узел страны, морской порт. В 1712—28
и 1732—1918 — столица государства, в 1708—1927 — губернский город, с 1 августа
1927 — центр Ленинградской области РСФСР. Л. — колыбель Великого Октября,
город-герой. Территория, на которой расположен Ленинград в 9—10 вв.
принадлежала новгородцам, с 13 века известна под названием Ижорской земли; по Неве
проходил древний торговый путь «из варяг в греки». В 15 веке на месте Ленинграда
находились селения Ижорского погоста Водской пятины Новгородской феодальной
республики, включенные в 1478 в состав Русского централизованного государства. С
конца 12 века территория стала объектом иноземных притязаний. После разгрома в
Невской битве 1240 и ряда др. безуспешных попыток (14—16 вв.) шведам в начале 17
века удалось захватить невские берега и поставить в устье Охты крепость Ниеншанц
(Канцы). В ходе Северной войны 1700—1721 русские войска овладели 1(12) мая 1703
этой крепостью, 16(27) мая ниже неё по Неве, на о. Заячьем, Петр I заложил
крепость Санкт-Питер-Бурх (позднее — Петропавловская крепость). В том же году на
о. Берёзовом (Петроградском) построены порт, биржа, торговые ряды, дом Петра I.
Зимой 1703—04 на о. Котлин основана крепость Кроншлот (с 1723 — Кронштадт), а в
1704 на левом берегу Невы — Адмиралтейская крепость.
С 1712 Петербург — столица России. Питер — один из крупнейших культурных
центров страны. В 18 веке в Петербурге жили и работали многие крупные русские
писатели: Ф. Прокопович, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин,
А. П. Сумароков, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, И. А. Крылов и др. В 19 в. в городе
протекала деятельность классиков русской литературы — Н. М. Карамзина,
В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова,
И. С. Тургенева, Н. А, Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского,
Н. С. Лескова... Расцвет русской литературной критики связан с именами В. Г. Белинского,
Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В конце 19 — начале 20 вв.
в городе работали зачинатели литературы социалистического реализма М. Горький,
В. В. Маяковский. С Л. тесно связана жизнь и литературная судьба многих советских
писателей — А. А. Блока, Д. Бедного, С. А. Есенина, М. М. Пришвина, О. Д. Форш,
А. А. Прокофьева, А. А. Ахматовой, В. Ф. Пановой, Н. С. Тихонова, К. А. Федина,
К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и др.
научный центр СССР, крупнейший транспортный узел страны, морской порт. В 1712—28
и 1732—1918 — столица государства, в 1708—1927 — губернский город, с 1 августа
1927 — центр Ленинградской области РСФСР. Л. — колыбель Великого Октября,
город-герой. Территория, на которой расположен Ленинград в 9—10 вв.
принадлежала новгородцам, с 13 века известна под названием Ижорской земли; по Неве
проходил древний торговый путь «из варяг в греки». В 15 веке на месте Ленинграда
находились селения Ижорского погоста Водской пятины Новгородской феодальной
республики, включенные в 1478 в состав Русского централизованного государства. С
конца 12 века территория стала объектом иноземных притязаний. После разгрома в
Невской битве 1240 и ряда др. безуспешных попыток (14—16 вв.) шведам в начале 17
века удалось захватить невские берега и поставить в устье Охты крепость Ниеншанц
(Канцы). В ходе Северной войны 1700—1721 русские войска овладели 1(12) мая 1703
этой крепостью, 16(27) мая ниже неё по Неве, на о. Заячьем, Петр I заложил
крепость Санкт-Питер-Бурх (позднее — Петропавловская крепость). В том же году на
о. Берёзовом (Петроградском) построены порт, биржа, торговые ряды, дом Петра I.
Зимой 1703—04 на о. Котлин основана крепость Кроншлот (с 1723 — Кронштадт), а в
1704 на левом берегу Невы — Адмиралтейская крепость.
С 1712 Петербург — столица России. Питер — один из крупнейших культурных
центров страны. В 18 веке в Петербурге жили и работали многие крупные русские
писатели: Ф. Прокопович, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин,
А. П. Сумароков, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, И. А. Крылов и др. В 19 в. в городе
протекала деятельность классиков русской литературы — Н. М. Карамзина,
В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова,
И. С. Тургенева, Н. А, Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского,
Н. С. Лескова... Расцвет русской литературной критики связан с именами В. Г. Белинского,
Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В конце 19 — начале 20 вв.
в городе работали зачинатели литературы социалистического реализма М. Горький,
В. В. Маяковский. С Л. тесно связана жизнь и литературная судьба многих советских
писателей — А. А. Блока, Д. Бедного, С. А. Есенина, М. М. Пришвина, О. Д. Форш,
А. А. Прокофьева, А. А. Ахматовой, В. Ф. Пановой, Н. С. Тихонова, К. А. Федина,
К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и др.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Слайд 4Приметы времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».АРХИТЕКТУРА.
«Каморка его приходилась под самою
Приметы времени в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».АРХИТЕКТУРА.
«Каморка его приходилась под самою
кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф , чем на квартиру.»
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.»
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками-портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и прочие…Лестница была тёмная и узкая, «чёрная».»
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отварена.Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый…В комнате было душно, но окна она не отворяла ; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена ; из внутренних помещений, сквозь не притворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла.»
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной , имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилась в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению : было три старых стула, крошечный стол в углу, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову. Перед софой стоял маленький столик.»
«Было около девяти часов , когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчёвен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади , а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников…У самого К-ного переулка, на улицу, мещанин и баба , жена его , торговали с двух столов товаром : нитками, тесёмками, платками ситцевыми и т.д..»
«Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый год.»
«Проходил он часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим с площади в Садовую. Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими заведениями. Везде толпились люди.»
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.»
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошёл он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками-портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и прочие…Лестница была тёмная и узкая, «чёрная».»
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отварена.Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый…В комнате было душно, но окна она не отворяла ; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена ; из внутренних помещений, сквозь не притворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла.»
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной , имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилась в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению : было три старых стула, крошечный стол в углу, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову. Перед софой стоял маленький столик.»
«Было около девяти часов , когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчёвен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади , а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников…У самого К-ного переулка, на улицу, мещанин и баба , жена его , торговали с двух столов товаром : нитками, тесёмками, платками ситцевыми и т.д..»
«Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый год.»
«Проходил он часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим с площади в Садовую. Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими заведениями. Везде толпились люди.»
Слайд 5ДОСТОЕВСКИЙ И ПЕТЕРБУРГ
Когда писал Достоевский «Преступление и наказание», жил он в той
ДОСТОЕВСКИЙ И ПЕТЕРБУРГ
Когда писал Достоевский «Преступление и наказание», жил он в той
части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова., здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.
Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки…
Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу» (как сказал на своём оригинальном и выразительном языке герой «Преступления и наказания» Мармеладов), несколько лет прожил он, воспитанник Инженерного училища, в одном из этих дворцов – знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни – ситуации, характеры, драмы, - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. «Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, - записал Достоевский в «Дневнике писателя», - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира». Это и делал Достоевский, извлекая из факторов, до него находивших место лишь на странмцах газетной хроники, глубину и смысл мирового значения.
Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки…
Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу» (как сказал на своём оригинальном и выразительном языке герой «Преступления и наказания» Мармеладов), несколько лет прожил он, воспитанник Инженерного училища, в одном из этих дворцов – знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни – ситуации, характеры, драмы, - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. «Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, - записал Достоевский в «Дневнике писателя», - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира». Это и делал Достоевский, извлекая из факторов, до него находивших место лишь на странмцах газетной хроники, глубину и смысл мирового значения.
Слайд 9Питер. Склады «Новая Голландия»
Питер. Склады «Новая Голландия»
Слайд 10Питер. Елагин дворец.
Питер. Елагин дворец.
Слайд 11Петербург. Доходный дом.
Петербург. Доходный дом.
Слайд 12Аничков дворец
Аничков дворец
Слайд 13Санкт-Петербург. Александровская колонна.
Санкт-Петербург. Александровская колонна.
Слайд 14Питер. Кронштадтская пристань и Никольский мост.
Питер. Кронштадтская пристань и Никольский мост.
Слайд 15Питер. Смольный (1917).
Питер. Смольный (1917).
Следующая -
Стендаль (Мари Анри Бейль)