Слайд 2 Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства
![Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-1.jpg)
в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.
Слайд 3 Источники формирования средневековой философии.
Древнегреческая философия.
Священное писание(Библия).
![Источники формирования средневековой философии. Древнегреческая философия. Священное писание(Библия).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-2.jpg)
Слайд 4Позиции средневековой философии.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в
![Позиции средневековой философии. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-3.jpg)
котором источником и причиной всего сущего выступает Бог.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.
Слайд 5 Этапы средневековой философии.
Патристика.
Схоластика.
Мистика.
![Этапы средневековой философии. Патристика. Схоластика. Мистика.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-4.jpg)
Слайд 6 ПАТРИСТИКА.
Патристика- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование
![ПАТРИСТИКА. Патристика- совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-5.jpg)
христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
Апологетическая.
Систематичекая.
Слайд 7 Этапы патристики.
Апологетика (II-III в.в.)
Классическая патристика (IV-V в.в.)
Заключительный период (VI-VIII в.в.)
![Этапы патристики. Апологетика (II-III в.в.) Классическая патристика (IV-V в.в.) Заключительный период (VI-VIII в.в.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-6.jpg)
Слайд 8 Представители патристики.
Александрийская теология
Тит Флавий Климент (Климент Александрийский)
Ориген
Афанасий Великий
Кирилл Александрийский
Каппадокийский
![Представители патристики. Александрийская теология Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) Ориген Афанасий Великий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-7.jpg)
кружок
Василий Великий
Григорий Богослов
Григорий Нисский
Латинская патристика
Амвросий Медиоланский
Августин Блаженный
Григорий Великий
Тертуллиан
Богословие отцов-пустынников
Антоний Великий
Евагрий
Ефрем Сирин
Иоанн Кассиан Римлянин
Иоанн Лествичник
Исаак Сирин
Иоанн Златоуст
Максим Исповедник
Слайд 9 Аврелий Августин (354—430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший
![Аврелий Августин (354—430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-8.jpg)
проповедник, христианский богослов и политик.
«О граде Божьем» (лат. De Civitate Dei) — один из основных трудов философа и богослова Аврелия Августина.
Слайд 10 СХОЛАСТИКА.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого
![СХОЛАСТИКА. Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-9.jpg)
разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Слайд 11 Этапы схоластики.
Ранняя форма (XI-XII в.в.)
Зрелая форма (XII-XIII в.в.)
Поздняя схоластика
![Этапы схоластики. Ранняя форма (XI-XII в.в.) Зрелая форма (XII-XIII в.в.) Поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-10.jpg)
(XIII-XIV в.в.)
Слайд 12 Представители схоластики.
Боэций, Северин
Пётр Дамиани
Ансельм Кентерберийский
Пьер Абеляр
Пётр Ломбардский
Раймунд Луллий
Альберт Великий
Бонавентура
Фома Аквинский
Дунс Скот
Жан
![Представители схоластики. Боэций, Северин Пётр Дамиани Ансельм Кентерберийский Пьер Абеляр Пётр Ломбардский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-11.jpg)
Буридан
Уильям Оккам
Слайд 13 Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (1079— 21 апреля 1142) — знаменитый схоласт
![Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (1079— 21 апреля 1142) — знаменитый схоласт](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-12.jpg)
и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
Слайд 14Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, (1225 —7 марта 1274) —
![Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, (1225 —7 марта 1274)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-13.jpg)
философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Слайд 15 Труды Фомы Аквинского.
два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии»
![Труды Фомы Аквинского. два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-14.jpg)
и «Сумма против язычников» («Сумма философии»),
дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»),
комментарии на:
несколько книг Библии,
12 трактатов Аристотеля,
«Сентенции» Петра Ломбардского,
трактаты Боэция,
трактаты Псевдо-Дионисия,
анонимную «Книгу о причинах»,
ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы,
стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика».
Слайд 16 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.
Доказательство через движение.
Доказательство через производящую причину .
Доказательство
![5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. Доказательство через движение. Доказательство через производящую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-15.jpg)
через необходимость .
Доказательство от степеней бытия .
Доказательство через целевую причину.
Слайд 17 Мистика.
Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») —религиозная практика, направленная
![Мистика. Ми́стика (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный») —религиозная практика, направленная на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-16.jpg)
на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами.
Слайд 18 Представители мистики.
Гностицизм
Исихазм
Бернар Клервоский (Сен-Бернар)
Гуго Сен-Викторский
Майстер Экхарт
![Представители мистики. Гностицизм Исихазм Бернар Клервоский (Сен-Бернар) Гуго Сен-Викторский Майстер Экхарт](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-17.jpg)
Слайд 19 Средневековая ментальность.
Средние века — эпоха, наполненная противоречиями.
Интерес к духовной жизни человека.
Средние
![Средневековая ментальность. Средние века — эпоха, наполненная противоречиями. Интерес к духовной жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-18.jpg)
века развили систему логического мышления.
Развивается искусство, появляются новые языки.
Средневековье вывело человечество из мрака разрушения.
Слайд 20Течения средневековой философии.
Реалисты.
Номиналисты.
![Течения средневековой философии. Реалисты. Номиналисты.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-19.jpg)
Слайд 21 Вывод.
Просмотрев основные положения философии Средних веков, можно уверенно сказать, что
![Вывод. Просмотрев основные положения философии Средних веков, можно уверенно сказать, что отдельно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/473492/slide-20.jpg)
отдельно философии не существовало. Было только богословие, с намеками на вышедшую позднее из нее науку.