Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества

Содержание

Слайд 2

Понятие о среде

Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые.
Архитектурная среда,

Понятие о среде Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые. Архитектурная
ее отличия от архитектуры.
Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер

Слайд 3

Понятие о среде

«Среда» — ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации

Понятие о среде «Среда» — ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов,
методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изоб­ретатели, работая над своими произведениями — картинами, постройками, приборами — решали преимущественно специальные, знакомые и инте­ресные лично им задачи мироустройства, тогда как общая конструкция со­здаваемой их руками «второй природы» — сферы обитания человечест­ва — получалась стихийно.

Слайд 4

Наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально

Наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально
новую задачу — проектирования среды обитания в целом, гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эмоционально-художественные.

Слайд 5

В русском языке словом «среда» обозначаются:
система набора природных (физических) условий, «внутри» которых

В русском языке словом «среда» обозначаются: система набора природных (физических) условий, «внутри»
протекает некая деятельность;
социально-бытовое окружение, обстановка;
- совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.

Слайд 6

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо,

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо,
с другой — то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна — в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. В этой неразрывности — специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» — в частности.

Слайд 7

Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллектуальной, сценической, социальной

Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллектуальной, сценической, социальной
и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обоснованными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно-дизайнерского замысла.

Слайд 8

Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков,

Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков,
нацелены на получение комплексного утилитарно-художественного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства.

Слайд 9

Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным

Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным
при сравнении его с архитектурой.
Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства — «пространственность» методов, целей и результатов работы, использование прежде всего визуальных средств формирования конечного объекта. Различает их сам результат.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 10

Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего с образом постройки, того, что «сделано» строителем,

Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего с образом постройки, того, что «сделано» строителем,
«видно» зрителю, служит оболочкой некоего внутреннего пространства. И только во вторую очередь — с тем, что происходит внутри и около оболочки. Иначе говоря, зодчество, применяя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя особый продукт своего искусства — архитектурный образ, принципиально отличающийся от образов других видов искусств. Зодчество изначально абстрактно, никогда не критикует действительность, не может вызвать зло и даже лишено чувства комического. Оно всегда восславляет и утверждает сущее в своих произведениях.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 11

Поэтому в истории цивилизации зодчество всегда стояло особняком, доминировало среди других искусств,

Поэтому в истории цивилизации зодчество всегда стояло особняком, доминировало среди других искусств,
воплощая фундаментальные идеи своей эпохи. Самоценность образа архитектурного сооружения, который продолжает жить и работать на зрителя даже если исчезают или трансформируются причины, вызвавшие его появление — одно из свойств архитектуры, роднящее ее с другими видами искусств.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 12

Иначе обстоит дело с архитектурной средой — она немыслима без единовременности существования

Иначе обстоит дело с архитектурной средой — она немыслима без единовременности существования
и восприятия «оболочки» и ее заполнения, субъектов и объектов осуществляемых здесь видов деятельности. Суммируется восприятие средового состояние в «атмосфере» или «образе среды», который отличается от термина «архитектурный образ» комплексным взаимодействием эмоционального содержания протекающих здесь процессов, чувств человека, участвующего в этих процессах, его впечатлений от облика вещей и предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и архитектурного решения этой ситуации.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 13

Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом,

Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом,
толчком к появлению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования — функции — и «следствия» проектной деятельности — комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 14

В этом — сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных

В этом — сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных
(пространственных), дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 15

Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала — определенным образом организованные

Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала — определенным образом организованные
и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и — главное — участники процесса, люди как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений. Смысл этой части работы — дизайн процесса, составление своего рода эмоционально-технологического сценария, определяющего эффективность и художественную нацеленность здесь происходящего.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 16

Следующим структурным блоком признана архитектурно-пространственная основа, воплощающая в площадях, высотах и конфигурации

Следующим структурным блоком признана архитектурно-пространственная основа, воплощающая в площадях, высотах и конфигурации
помещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса. Эта часть работы практически воспроизводит традиционное архитектурное проектирование, с тем отличием, что дизайнер все время «примеряет» варианты пространственных предложений к параметрам функциональных требований, надеясь их уточнить или реформировать.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 17

Третий блок — совокупность «дизайнерских» компонентов, приспосабливающих пространственную основу к процессу —

Третий блок — совокупность «дизайнерских» компонентов, приспосабливающих пространственную основу к процессу —
от функционально обусловленного оборудования до элементов артдизайна. Эта группа работ имеет двойной смысл. С одной стороны, проектировщик выступает в роли дизайнера, отвечающего за оптимальное оснащение процесса, подбирая (или придумывая) инженерно-технические решения, которые сделают его комфортнее, яснее, красивее.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 18

«Атмосфера (образ) среды»

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

«Атмосфера (образ) среды» © Пашкин Игорь Алексеевич pashkinigor2011@gmail.com

Слайд 19

С другой — обращается с попавшими в поле его зрения вещами и

С другой — обращается с попавшими в поле его зрения вещами и
устройствами как с элементами средовой композиции — уточняет их пространственные комбинации, выявляет декоративный смысл, устанавливает цветовую гамму и пр. Т.е. — работает и как дизайнер, и как архитектор, следящий, среди прочего, как вписался пространственный ансамбль предметного наполнения в архитектурное пространство среды.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 20

В результате весь огромный мир «внеархитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких

В результате весь огромный мир «внеархитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких
от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются предназначением: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй — создает этот смысл вместе со зрителем, не гнушаясь при этом никакими реалиями окружающей действительности.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 21

Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства,

Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства,
которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть слагаемых образа: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, пробудить волнение, успокоить и т.д. Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 22

Их многое роднит: генетическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную

Их многое роднит: генетическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную
структуру «внеархитектурных» компонентов (элементов ландшафта и оборудования), способность к синтезу с изобразительными искусствами. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 23

Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов — они

Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов — они
задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последовательности: «пространство (слепок функции) — художественная организация (композиция) пространства — насыщение композиции выразительными деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)», которую, правда, можно интерпретировать поразному.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 24

Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «пред­метные» — первые созданы преимущественно архитектурой

Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «пред­метные» — первые созданы преимущественно архитектурой
и архитекторами и представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование;

Рис. «Предметный интерьер»:
а — «дизайнерский» (Э. Соттсасс, комплект конторского оборудования); б — «спонтанный», рабочий кабинет писателя Габриэля Д' Аннунцио

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 25

тогда как главное в облике вторых — оборудование, мебель, личные вещи, «случайно»

тогда как главное в облике вторых — оборудование, мебель, личные вещи, «случайно»
собранные владельцем.

Рис. «Предметный интерьер»:
б — «спонтанный», рабочий кабинет писателя Габриэля Д' Аннунцио

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 26

«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только

«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только
обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Что объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды — его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны иро­ния, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, создавать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, — разрушать по специальному заказу человеческое в человеке.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 27

И делается это, как правило, за счет того эмоционального климата, который во

И делается это, как правило, за счет того эмоционального климата, который во
многом зависит от третьего слагаемого среды — оборудования и предметного заполнения.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 28

Естественно, что при этом каждый из «малых дизайнов» — промышленный, графический и

Естественно, что при этом каждый из «малых дизайнов» — промышленный, графический и
т.п. — участвует в общем деле формирования среды.
Но — в соответствии со своими возможностями.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 29

Большинство крупных стационарных дизайнерских форм — оборудование цеха, мебель, сооружения парковых аттракционов

Большинство крупных стационарных дизайнерских форм — оборудование цеха, мебель, сооружения парковых аттракционов
— организуют пространственные структуры, превращаясь в своего рода архитектурные объемы и детали. «Штатные» средства транспорта, вагоны метро, автобусы — проясняют, усиливают или даже определяют эмоционально-психологический настрой средового пространства.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 30

Посуда, бытовые приборы придают этому состоянию различные оттенки;
визуальные коммуникации, ландшафтный дизайн

Посуда, бытовые приборы придают этому состоянию различные оттенки; визуальные коммуникации, ландшафтный дизайн
— формируют эксплуатационные условия.
И все вместе они образуют чрезвычайно широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 31

Сказанное разъясняет концептуальный смысл средового творчества — оно вводит в обиход «высокого»

Сказанное разъясняет концептуальный смысл средового творчества — оно вводит в обиход «высокого»
искусства творения человеческих рук, испокон веку считавшиеся «эстетикой второго эшелона» — вещи декоративно-прикладные, бытовые, ремесленные. Преодолен разрыв между абстрактным стремлением к морально-нравственному идеалу, которым занимались исключительно музы, и утилитарностью обслуживающих «низкие» стороны человеческой природы явлений и устройств.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 32

В дизайне среды они сровнялись, став слагаемыми идейно-нравственных структур более высокого уровня.

В дизайне среды они сровнялись, став слагаемыми идейно-нравственных структур более высокого уровня.
Такова историческая роль средового дизайна, сделавшего прямой шаг к синтетическому пониманию задач жизнестроительства.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Слайд 33

Пониманию, в котором архитектору-дизайнеру — новой архитектурной профессии, появившейся на стыке двух

Пониманию, в котором архитектору-дизайнеру — новой архитектурной профессии, появившейся на стыке двух
ветвей проектного творчества — зодчества и художественного проектирования — отводится совершенно исключительная роль: инициатора, координатора и «режиссера» всех проектных начинаний, отражающихся на облике и состоянии среды.

© Пашкин Игорь Алексеевич [email protected]

Имя файла: Средовой-дизайн-и-интеграция-форм-дизайнерского-творчества.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0