Слайд 2Определение
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки
включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Слайд 3Античная философия
Идеализм Платона уже по замыслу имеет несомненную этическую нацеленность: ведь
найти истинное знание добродетели (а именно на это претендует теория идей) - значит стать добродетельным.
Телеологическое воззрение сложилось у Аристотеля частью под влиянием телеологии Платона, частью же в результате перенесения на весь мир в целом наблюдений, сделанных Аристотелем при исследовании частных классов явлений и предметов природы
Слайд 4философия средневековья
Аврелий Августин создал влиятельное религиозно-философское учение. Важнейшие темы его философского учения:
проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.
Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме
Слайд 5философия Возрождения
Это совокупность философских направлений, возникших и развивающихся в Европе в 14-17
веках, которых объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Слайд 6философия Нового времени
По гносеологическому основанию ее необходимо разделить на эмпиризм (признание чувственного
опыта главным источником знания) и рационализм (разум – основа познания и поведения людей).
Слайд 7Философия Просвещения
Шарль Луи де Монтескье выдвигает концепцию географического детерминизма.
Сторонниками географического детерминизма
в XIX в. были английский историк Г. Бокль, французский философ и историк И. Тэн
Слайд 8Немецкая классическая философия
Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. Положение Гегеля
о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно привело к осознанию исторического процесса как процесса отмирания и зарождения нового.
Слайд 9социал-дарвинизм
Непосредственным основателем социального дарвинизма был Г. Спенсер, считавший основным законом социального развития
закон выживания наиболее приспособленных обществ. Социал-дарвинизм, отличавшийся крайней разнородностью и расплывчатостью, был типичным «социальным мифом» (Ж. Сорель), такой формой интерпретации социальных фактов, которая оправдывала многие стихийно сложившиеся мнения и предрассудки, воплощала и обосновывала постепенно вызревающее новое представление о социальной справедливости.
Слайд 10Неомальтузианство
Неомальтузианство - учение, которое, исходя из взглядов Мальтуса, рекомендовало стремиться к ограничению
деторождения, чем предполагалось облегчить нужду среди малообеспеченных классов.
Слайд 11социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса
Экономический детерминизм - теория, согласно которой
экономический базис общества детерминирует (определяет) все другие стороны его жизни. Такой теории придерживался К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно-стадиального подхода к истории с Экономическим детерминизмом
Слайд 12Технологический детерминизм
К ним относятся следующие теории:
единого индустриального общества (Р. Арон);
теория
стадий экономического роста (У. Ростоу);
постиндустриального общества (Д. Белл);
технотронного общества (З. Бжезинский);
нового индустриального общества (Д. Гэлбрайт);
посткапиталистического общества (Р. Дарендорф);
постэкономического общества (Г. Канн),
«информационного» общества (О. Тоффлер),
«постсовременного» общества (А. Этциони).
Слайд 13Идеалистическо-рационалистический подход
Идеалистическо-рационалистический подход - сущность связей, объединяющих людей в единое целое
усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Основой общественной жизни также может служить божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель).
Слайд 14Организмический подход
К органическим видам материи мы относим организм и сообщество. Разные философы,
ученые и политики, увлекаясь организмическим подходом, нередко представляли те или иные сообщества организмами. Традиция изображать человеческое общество как организм весьма древняя. Ей отдали дань такие философские авторитеты как Платон и Аристотель.
Слайд 15Формационный подход
Общественно-экономическая формация – совокупность производственных отношений, уровня производительных сил, общественных связей,
политического строя на определенном этапе исторического развития.
Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения.
Надстройка – государство, политические, общественные институты.
Слайд 16Цивилизационный подход
Цивилизационный подход. Был предложен Арнольдом Тойнби. Центральное понятие, используемое его сторонниками
– цивилизация. Цивилизация по Тойнби – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
Слайд 17Культурологический подход
Был предложен немецким философом Шпенглером.
Центральное понятие данного подхода – культура.
Культура – совокупность религий, традиций, материальной и духовной жизни.
Цивилизация (в рамках культурологического подхода) – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти.