Слайд 2Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших
![Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-1.jpg)
центров русского старообрядчества.
В подтверждение этого приведем несколько фактов:
Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае.
Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).
Слайд 33. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России.
4.
![3. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-2.jpg)
В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.
Слайд 4Идеологи противоборствующих сторон
ПАТРИАРХ НИКОН
ПРОТОПОП АВВАКУМ
ЕПИСКОП ПАВЕЛ
КОЛОМЕНСКИЙ
![Идеологи противоборствующих сторон ПАТРИАРХ НИКОН ПРОТОПОП АВВАКУМ ЕПИСКОП ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-3.jpg)
Слайд 5Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо
![Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-4.jpg)
отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке.
В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей — мужских и женских.
Их называли скитами.
Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский , Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.
Слайд 7При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия
![При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-6.jpg)
XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте
Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям.
Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу.
В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.
Слайд 9Старообрядцы нижегородского края
Старообрядецы федосеевского
согласия
( с.Тонково)
![Старообрядцы нижегородского края Старообрядецы федосеевского согласия ( с.Тонково)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-8.jpg)
Слайд 10Белокриницкое (австрийское)согласие.
Окружники :наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства
![Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники :наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-9.jpg)
и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев.
Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и ,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»
Слайд 11 Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и
![Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-10.jpg)
не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом.
Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.
Слайд 12Беглопоповское (новозыбковское) согласие.
Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без священства истинная
![Беглопоповское (новозыбковское) согласие. Его последователи твёрдо стояли на убеждении, что без священства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-11.jpg)
церковь существовать не может. Из-за отсутствия старообрядческих епископов было решено принимать священников из никонианской церкви, согласных служить по старым обрядам. Для этого прибегали к различным ухищрениям: попов переманивали и тайно увозили на Керженец, перемазывали «миром»(Миро - елей с красным вином и благовониями, благовонное масло, которое применяют при христианских церковных обрядах. Миропомазанием называют христианское таинство - обряд помазания миром лица, глаз, ушей, груди, рук, ног в знак приобщения к божественной благодати), освящённым ещё при патриархе Иосифе.
Слайд 13Старообрядческие традиции
В. Рассохин
За упокой
Старообрядческие голубцы
![Старообрядческие традиции В. Рассохин За упокой Старообрядческие голубцы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/353998/slide-12.jpg)