Сценическая речь. Упражнения

Содержание

Слайд 2

Сценическая речь — одно из основных средств выразительности актёра. 

Через мастерство речи актёр передаёт

Сценическая речь — одно из основных средств выразительности актёра. Через мастерство речи
зрителю внутренний мир,
социальные, психологические, бытовые, национальные особенности
характера персонажа.
Для этого артисту нужно владеть техникой, которая связана с:
Звучностью голоса
Громкостью голоса
Развитием дыхания
Дикцией (чёткостью и ясностью произношения)
Интонационной выразительностью

Слайд 3

Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал. У него был слабый голос,

Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал. У него был слабый голос,
он шепелявил и прерывисто дышал.

Навыки сценической речи оттачивали актёры ещё в Древней Греции. Известный оратор Демосфен много времени посвящал занятиям красноречием, но говорил он невнятно, за что частенько подвергался насмешкам. Совсем отчаявшись, он обратился к своему другу – известному актёру театра. Тот прочитал ему отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что Демосфен понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса.

Слайд 4

Занятия дали результат. Сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе

Занятия дали результат. Сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе
античного мира.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум моря и порывы ветра.
Во рту Демосфен держал мелкие камушки, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения.
Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос.

Слайд 5

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ТРЕНИРОВОК ТАКОВ: СДЕЛАТЬ СЛОЖНОЕ ПРИВЫЧНЫМ, ПРИВЫЧНОЕ – ЛЕГКИМ, ЛЕГКОЕ СДЕЛАТЬ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ТРЕНИРОВОК ТАКОВ: СДЕЛАТЬ СЛОЖНОЕ ПРИВЫЧНЫМ, ПРИВЫЧНОЕ – ЛЕГКИМ, ЛЕГКОЕ СДЕЛАТЬ
УДОВОЛЬСТВИЕМ!

Развить свой голос может каждый! Для этого нужно желание и регулярные тренировки!

Слайд 6

Упражнения для постановки дыхания.

Важное умение для сценического дыхания – формирования вдоха через

Упражнения для постановки дыхания. Важное умение для сценического дыхания – формирования вдоха
нос
вместо привычного «хватания» воздуха ртом.
С открытым ртом сделайте вдох и выдох через нос. Повторите 10 раз.
Рука – на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как поднимается и опускается живот. Если эти движения едва различимы, следует наклонить корпус вперёд, положа руку на поясницу. На вдохе должно чувствоваться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счёт на единицу (5,6,7,…)

Слайд 7

Упражнения для постановки дыхания.

Оптимальным дыханием считается грудное. Но его нужно
развивать.
1. Исходное положение

Упражнения для постановки дыхания. Оптимальным дыханием считается грудное. Но его нужно развивать.
стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох короткий, выдох долгий.
2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить длинную фразу. Например,
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.

Слайд 8

Упражнения для артикуляции

Артикуляция – совокупность работ отдельных
произносительных органов при образовании звуков
речи.
Чем

Упражнения для артикуляции Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании
лучше развита артикуляция и артикуляционный
аппарат, тем внятнее и чётче речь человека.

Слайд 9

Проговорите негромко, но чётко артикулируя каждый звук в такой последовательности:
А О У

Проговорите негромко, но чётко артикулируя каждый звук в такой последовательности: А О У Э Ы И
Э Ы И

Слайд 10

А теперь к этому звукоряду добавляйте согласные, стараясь постепенно увеличивать громкость голоса, звук направляя

А теперь к этому звукоряду добавляйте согласные, стараясь постепенно увеличивать громкость голоса,
вперед как «снежный комочек» в игре.
БА – БО – БУ – БЭ – БЫ – БИ
ПА – ПО – ПУ – ПЭ – ПЫ – ПИ
БА -ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЭ - ПЭ - БЫ - ПЫ - БИ – ПИ
СТА – СТО – СТУ –СТЭ – СТЫ – СТИ
ПТКА – ПТКО – ПТКУ – ПТКЭ – ПТКЭ – ПТКИ
ГБДА – ГБДО – ГБДУ – ГБДЭ – ГБДЫ – ГБДИ
ВРПА – ВРПО – ВРПУ – ВРПЭ – ВРПЫ – ВРПИ

Слайд 11

Упражнения для дикции

Чистоговорка – произнесение скороговорки
медленно, чётко артикулируя каждый звук и
выделяя окончания.
От

Упражнения для дикции Чистоговорка – произнесение скороговорки медленно, чётко артикулируя каждый звук
топота копыт пыль по полю летит.
Добыл бобов бобыль.
Пакет под поп-корн.
Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп.
Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, 
поп под колпаком.

Слайд 12

Сценическая речь и актёрское мастерство неразрывно связаны.

Прочитайте стихотворение со следующего слайда
громко, чётко,

Сценическая речь и актёрское мастерство неразрывно связаны. Прочитайте стихотворение со следующего слайда
«посылая звук» вперёд со
следующими актёрскими задачами:
Ребёнок, который только учиться говорить;
Судья читает приговор
Рассказываете страшилку
Пытаетесь незаметно подсказать однокласснику
Стесняетесь выступать
Расскажите стих так, как будто ругаете кого-то
Имя файла: Сценическая-речь.-Упражнения.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0